Норвежской сети слежения за русскими подлодками кто-то оборвал провода

Изображение: Navy.mil
Беспилотный подводный аппарат для поиска подводных мин
Беспилотный подводный аппарат для поиска подводных мин

Норвежская система подводного мониторинга двойного назначения, которая могла собирать данные о российских подводных лодках, оказалась выведена из строя: платформы разворочены, датчики сломаны, а 9,5 тонны кабеля бесследно пропало, пожаловался государственный Институт морских исследований (IMR), 11 ноября сообщает The War Zone.

Причина повреждения сети датчиков океанической обсерватории Лофотен-Вестеролен (LoVe Ocean) пока что не идентифицирована. Известно лишь, что кабели, соединяющие датчики с контрольными станциями на берегу, были перерезаны и исчезли. Это вызвало подозрения в преднамеренном саботаже, и русский след был немедленно найден.

Институт IMR, один из крупнейших морских научно-исследовательских институтов в Европе, заявил, что внешним сетям обсерватории LoVe был нанесен «обширный ущерб», в результате чего система перестала функционировать.

LoVe, которая была запущена на полную мощность только в августе 2020 года, состоит из сети подводных кабелей и датчиков, расположенных на норвежском континентальном шельфе, то есть в районе, представляющем стратегический интерес как для Норвегии, так и для России.

Сообщается, что расследование ведут норвежские военные и национальная служба безопасности страны. Заявленная цель сети LoVe состояла в том, чтобы посредством своих датчиков мониторить последствия изменения климата, выбросы метана и движение рыбных запасов.

«Конечно же, — пишет The War Zone, — система также отслеживает активность подводных лодок в этом районе, поэтому должна быть очень интересна, в частности, ВМФ России», — данные, собранные датчиками LoVe, сначала отправляются в Норвежский институт оборонных исследований, также известный как FFI, и лишь затем передаются в IMR для дальнейшего изучения.

Правда вначале, как говорится в статье со ссылкой на норвежские СМИ, режимный институт FFI изымает все данные о мониторинге подводной активности и лишь затем передает остальной массив информации в гражданский институт IMR — «остаются только записи о рыбах, течениях и климате», говорится в сообщении веб-сайта Norway’s News in English.

В общей сложности кабельная сеть LoVe в Норвежском море имеет протяженность более 40 миль. Из них более 2,5 мили оптоволоконных и электрических кабелей были вырваны и исчезли.

Точную дату происшествия установить пока не удалось. Согласно сообщениям в норвежской газете Dagens Næringsliv, еще в апреле станция управления в Ховдене на северном острове Лангёйа перестала видеть свою сенсорную сеть. Посланный на разведку подводный дрон выявил, что одна из платформ подводного наблюдения (узел № 2) перемещена далеко в сторону от своего прежнего местоположения, а идущие от нее кабели оборваны и исчезли.

В сентябре выяснилось, что и следующая в сети платформа повреждена и перемещена, а кабельный фрагмент от узла № 2 до узла № 3 также утрачен. Эксперты затрудняются ответить, кто мог бы случайно сдвинуть тяжелые стальные платформы, лежащие на бетонных основаниях, незаметно для себя зацепиться и намотать на винты или собрать в сети около 9,5 тонн кабелей.

«Учитывая то, что Северный флот России находится у ворот Норвегии, не будет неожиданностью увидеть гипотезы о какой-либо шпионской или диверсионной деятельности со стороны России», — говорится в статье The War Zone, хотя и с оговоркой, что произошедшее может иметь и более банальное объяснение. Например, непреднамеренный зацеп кабелей каким-то земснарядом во время глубоководных дноуглубительных работ в интересах разведки нефти.