1. Культурная война
  2. Культурная репатриация
Лондон, / ИА Красная Весна

Оксфордский институт цифровой археологии подаст в суд на Британский музей

Изображение: Олег Филипов © ИА Красная Весна
Афины. Акрополь, деталь
Афины. Акрополь, деталь
Афины. Акрополь, деталь

Оксфордский институт цифровой археологии (IDA) планирует подать в суд на Британский музей за отказ разрешить 3D-сканирование фрагмента знаменитого мрамора Парфенона, об этом 29 марта пишет ARTnews.

Организация по сохранению наследия сообщила The Guardian во вторник, что она подаст жалобу к концу недели, чтобы получить доступ к знаменитым спорным скульптурам.

«Мы хотим, чтобы они относились к нашему приложению точно так же, как они относились бы к аналогичным запросам. Их отказ был капризным и произвольным», — говорится в заявлении исполнительного директора IDA Роджера Мишеля.

Мрамор Парфенона — это коллекция классических греческих мраморных скульптур, которые первоначально были частью Парфенона и других сооружений на Афинском Акрополе. Они уже давно находятся в центре спора между Соединенным Королевством и Грецией, которая призвала к их репатриации.

Институт, поддержавший призывы Греции к репатриации, планировал воспроизвести одну из рельефных метоп с южного фасада храма Акрополя в качестве «доказательства концепции». В 2016 году IDA использовала 3D-печать для реконструкции двухтысячелетней триумфальной арки из Пальмиры, разрушенной в Сирии Исламским государством (организация, деятельность которой запрещена в РФ).

Масштабная модель памятника, созданная из египетского мрамора, путешествовала по городам по всему миру, прежде чем ее доставили в Пальмиру, чтобы установить рядом с оригинальной аркой.

3D-визуализация стала важным инструментом для воссоздания утраченных культурных ценностей, и IDA надеется, что это может даже помочь урегулировать ожесточенную битву за опеку между Грецией и Великобританией. По словам IDA, робот-скульптор может использовать 3D-сканирование для воспроизведения мрамора Парфенона из оригинального камня с высочайшей точностью. Организация надеется, что высококачественные копии смогут заменить те, что хранятся в Британском музее.

Дебаты о реституции, связанные со скульптурными рельефными панелями и фронтонными скульптурами, иногда называемыми мраморами Элгина в честь шотландского аристократа, который забрал их из Акрополя в начале 19-го века, вновь набирают обороты, поскольку западные правительства расследуют обстоятельства, при которых артефакты были привезены в их страны.

В прецедентном деле Германия вернула 1000 предметов, известных как Бенинские бронзы, которые, как было установлено, были разграблены из Нигерии.

В октябре прошлого года консультативный совет ЮНЕСКО призвал Британский музей пересмотреть свою позицию в отношении мрамора Парфенона. Британское правительство отклонило эту рекомендацию и настояло на том, что Британский музей будет лучшим хранителем скульптур.

Однако эта позиция осложнилась после сообщений о том, что проливные дожди в Лондоне привели к утечке воды в греческих галереях Британского музея. В заявлении Британского музея говорится, что ни одна из скульптур не была повреждена.