Иран пытается утихомирить свои силы в Ираке — Reuters
Иран вмешивается в Ирак, чтобы подавить дестабилизирующие внутренние беспорядки, спровоцированные поддерживаемыми Ираном силами, 22 декабря пишет агентство Reuters.
7 ноября, через несколько часов после нападения на резиденцию премьер-министра Ирака Мустафы аль-Каземи, в котором некоторые официальные лица в Багдаде обвинили группы, поддерживаемые Ираном, в Тегеран прибыл один из самых высокопоставленных иранских военных командиров, бригадный генерал Эсмаил Гаани. Гаани, командир элитного Корпуса стражей Исламской революции Ирана (КСИР), который возглавляет его зарубежные военные операции.
Атака беспилотника на резиденцию ознаменовала резкую эскалацию напряженности, которая нарастала в последние месяцы между конкурирующими шиитскими группировками.
По словам представителей ополчения, иракских политиков, близких к ополченцам, западных дипломатов и источника в иракской службе безопасности, знакомого с переговорами, у Гаани было послание для проиранских ополченцев, отказывающихся признать первоначальные результаты парламентских выборов 10 октября. На этих выборах шиитский мусульманский священнослужитель Муктада ас-Садр, кандидат-популист, выступающий против иранского влияния в Ираке, получил наибольшее количество голосов.
Каземи присоединился к Садру. Парламентский блок фракций ФАТХ, связанный с проиранским ополчением, потерпел крупное поражение на выборах, потеряв десятки мест.
По приезде Гаани обратился к сторонникам со словами: примите результат. Он передал лидерам ополченцев — давнему союзнику Ирана Хади аль-Амири и другому военно-политическому лидеру Кайс аль-Хазали, что подобная политика угрожает власти правящего шиитского большинства Ирака, через которое Иран оказывает свое влияние.
Во время краткой встречи в Багдаде Гаани обругал двух лидеров основных групп, поддерживаемых Ираном, обвинив их в том, что они плохо справились с последствиями выборов. Об этой встрече агентству Reuters рассказал один из сотрудников милиции, который непосредственно знал об этой встрече, а также два политика, тесно связанных с ополченцами, которые были проинформированы об этой встрече.
Гаани, которого сопровождала небольшая группа, сказал обоим главам ополчения, чтобы они взяли под контроль своих сторонников и боевиков.
«Иранцы были в ярости», — сказал представитель милиции. Он добавил, что один иранский чиновник спросил: «Вы хотите шиитской гражданской войны?»
Пять других представителей милиции, два западных дипломата и сотрудник службы безопасности Ирака, которые были проинформированы о встрече, заявили, что Гаани руководил процессом. Все эти источники давали схожую информацию, утверждая, что Гаани приказал поддерживаемым Ираном группировкам прекратить разжигание беспорядков в Ираке.
Иранское правительство осудило нападение 7 ноября. Иранские государственные СМИ сообщили, что Гаани посетил Ирак после нападения, но сообщил мало подробностей о его деятельности там.
Военные и политические союзники Тегерана в Ираке в основном начинали как военизированные группировки, финансируемые и обучаемые Ираном, а затем создали свои политические крылья. В настоящее время они действуют как военно-политические группы, которые контролируют часть экономики и государственных институтов Ирака. Эта власть придала смелости некоторым лидерам ополчения действовать более независимо от Тегерана, говорят иракские официальные лица.
В последние недели напряженность между конкурирующими шиитскими группировками продолжала нарастать. Ожидается, что иракская судебная система ратифицирует результаты выборов в ближайшие дни, что может вызвать недовольство. Еще одно важное испытание для способности Ирана сдерживать напряженность может последовать после 31 декабря, поскольку проиранская группа Катаиб Сайид аш-Шухада публично призвала тех, кто выступает против присутствия США в Ираке, подготовиться к конфронтации. Вашингтон заявил, что оставляет за собой право реагировать на любые смертоносные нападения.