Известный филолог рассказал студентам о фразеологии молчания
Лекцию «Фразеология молчания: вербальное и невербальное поведение» прочел доктор филологических наук, заслуженный профессор Российского государственного гуманитарного университета Г. Е. Крейдлин для студентов Ивановского государственного университета, 15 сентября сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
В рамках серии мероприятий «Гость-профессор», существующих в ИвГУ (Ивановском государственном университете), Григорий Ефимович Крейдлин провел лекцию на тему тишины и описывающих её фразеологизмов. Основой для лекции стала еще не опубликованная статья.
К сожалению, не всем желающим удалось посетить лекцию известного филолога, но им предоставили возможность послушать выступление онлайн.
Молчание — это не тишина, а тем более не отсутствие информации, отметил профессор. Если вы задаете вопрос собеседнику, а в ответ получаете молчание, то это молчание, в каком-то смысле тоже является ответом. Тем более, оно может сопровождаться мимикой, жестами, а они могут быть очень информативны.
Что именно мы говорим молчанием — рассматривалось на примере фразеологизмов: «держать язык за зубами», «красноречивое молчание», «молчит как рыба» и других распространенных словосочетаний.
Перед самим разбором примеров, Григорий Ефимович разобрал вопрос, что же такое фразеологизм. Это было необходимым, так как распространенная трактовка фразеологизма как устойчивого словосочетания не подходит для данного исследования.
Г. Е. Крейдлин отметил, что и в литературе, и в разговорной речи мы очень часто трансформируем и изменяем это «устойчивое словосочетание», иногда даже добавляя или исключая его составные части.
Например, мы можем попросить человека помолчать, попросив его «закрыть рот», также мы можем добавить к этой фразе слово «пожалуйста», для смягчения, или добавить какое-нибудь отрицательное прилагательное, если цель высказывания заключается в оскорблении.
Далее профессор Крейдлин разобрал несколько фразеологизмов, приводя различные их вариации и указывая на оттенки, которые могут в них заключаться, и упомянул о влиянии обстоятельств на их смысловое содержание.
В качестве отступления известный филолог рассказал об этикетной тишине, продуктивном молчании и о национальных различиях в отношении к тишине, которые он смог выявить благодаря своему опыту преподавания в различных университетах и странах.
Заключительным этапом лекции стал доклад кандидата филологических наук Веры Владимировны Ганиной, в соавторстве с доктором филологических наук Фаиной Иосифовной Карташковой на тему «Репрезентации невербального поведения человека в ситуации измененного состояния сознания». Материалами исследования послужили произведения М. Ф. Достоевского.
Одним из литературных героев, чье поведение подверглось анализу, был Родион Раскольников. Одна из его ключевых, по мнению авторов доклада, характеристик, это продолжительное нахождение в измененном состоянии сознания. По мнению ученых, герой «Преступления и наказания» находился в этом состоянии с начала и почти до самого конца произведения.