1. Реальная Россия
  2. Образование в России
Иваново, / ИА Красная Весна

Известный филолог рассказал студентам о фразеологии молчания

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Г. Е. Крейдлин в г. Иваново
Г. Е. Крейдлин в г. Иваново

Лекцию «Фразеология молчания: вербальное и невербальное поведение» прочел доктор филологических наук, заслуженный профессор Российского государственного гуманитарного университета Г. Е. Крейдлин для студентов Ивановского государственного университета, 15 сентября сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Внимательные слушатели
Внимательные слушатели
слушателиВнимательные

В рамках серии мероприятий «Гость-профессор», существующих в ИвГУ (Ивановском государственном университете), Григорий Ефимович Крейдлин провел лекцию на тему тишины и описывающих её фразеологизмов. Основой для лекции стала еще не опубликованная статья.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Слушатели
Слушатели
Слушатели

К сожалению, не всем желающим удалось посетить лекцию известного филолога, но им предоставили возможность послушать выступление онлайн.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Онлайн слушатели
Онлайн слушатели
слушателиОнлайн

Молчание — это не тишина, а тем более не отсутствие информации, отметил профессор. Если вы задаете вопрос собеседнику, а в ответ получаете молчание, то это молчание, в каком-то смысле тоже является ответом. Тем более, оно может сопровождаться мимикой, жестами, а они могут быть очень информативны.

Что именно мы говорим молчанием — рассматривалось на примере фразеологизмов: «держать язык за зубами», «красноречивое молчание», «молчит как рыба» и других распространенных словосочетаний.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Г.Е.Крейдлин в г. Иваново
Г. Е. Крейдлин в г. Иваново
г. ИванововГ. Е. Крейдлин

Перед самим разбором примеров, Григорий Ефимович разобрал вопрос, что же такое фразеологизм. Это было необходимым, так как распространенная трактовка фразеологизма как устойчивого словосочетания не подходит для данного исследования.

Г. Е. Крейдлин отметил, что и в литературе, и в разговорной речи мы очень часто трансформируем и изменяем это «устойчивое словосочетание», иногда даже добавляя или исключая его составные части.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Слушатели
Слушатели
Слушатели

Например, мы можем попросить человека помолчать, попросив его «закрыть рот», также мы можем добавить к этой фразе слово «пожалуйста», для смягчения, или добавить какое-нибудь отрицательное прилагательное, если цель высказывания заключается в оскорблении.

Далее профессор Крейдлин разобрал несколько фразеологизмов, приводя различные их вариации и указывая на оттенки, которые могут в них заключаться, и упомянул о влиянии обстоятельств на их смысловое содержание.

В качестве отступления известный филолог рассказал об этикетной тишине, продуктивном молчании и о национальных различиях в отношении к тишине, которые он смог выявить благодаря своему опыту преподавания в различных университетах и странах.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
В. В. Ганина, кандидат филологических наук
В. В. Ганина, кандидат филологических наук
наукфилологическихкандидатВ. В. Ганина,

Заключительным этапом лекции стал доклад кандидата филологических наук Веры Владимировны Ганиной, в соавторстве с доктором филологических наук Фаиной Иосифовной Карташковой на тему «Репрезентации невербального поведения человека в ситуации измененного состояния сознания». Материалами исследования послужили произведения М. Ф. Достоевского.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Ф. И. Карташкова, соавтор доклада В. В. Ганиной
Ф. И. Карташкова, соавтор доклада В. В. Ганиной
В. В. ГанинойдокладасоавторФ. И. Карташкова,

Одним из литературных героев, чье поведение подверглось анализу, был Родион Раскольников. Одна из его ключевых, по мнению авторов доклада, характеристик, это продолжительное нахождение в измененном состоянии сознания. По мнению ученых, герой «Преступления и наказания» находился в этом состоянии с начала и почти до самого конца произведения.