Конфликт в Карабахе разожгли те, кто «хотели сохранить статус-кво» — Алиев
Виновниками эскалации конфликта в Нагорном Карабахе являются Армения и те страны, которые хотели сохранить статус-кво, заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев 4 сентября во время своего обращения к нации.
По словам Алиева, Азербайджан 30 лет ждал решения нагорнокарабахского конфликта, но так и не дождался.
«Мы хотели решить конфликт мирным путем, терпели. Хотели получить свое, другого нам не надо. Тридцать лет мы жили с надеждой, что мировое сообщество решит проблему, что СБ ООН будет усердствовать для выполнения своих же резолюций», — заявил президент Азербайджана.
Алиев сообщил, что Баку был готов к своему — поэтапному — варианту урегулирования конфликта, по которому Нагорный Карабах должен сначала вернуть под контроль Азербайджана семь районов, составляющих его пояс безопасности. «Сначала возвращение пяти районов, потом еще двух, потом обсуждение статуса. Мы хотели этого, у нас было право на это. Что мы увидели? Мы увидели желание сломать нашу волю, нам стали угрожать новыми войнами. В июле мы увидели нападение, гибель наших военнослужащих. В августе к нам послали диверсионную группу. Это ли является верностью переговорному процессу?» — сказал он.
По мнению Алиева, действия Армении и Нагорного Карабаха оскорбляли Азербайджан. Он отметил, что неоднократно обращался с призывами к мировому сообществу и к Минской группе ОБСЕ с просьбами принять санкции в отношении Армении.
«Они меня не услышали, подумав, что я, азербайджанский народ смиримся с положением дел. Азербайджанский народ оскорбили „инаугурацией“ (президента НКР Араика Арутюняна в мае 2020 года – прим. ИА Красная Весна) в Шуше. Посмотрим, где он сейчас будет проводить инаугурацию. Вы думали, что мы с этим смиримся? Что означало поселение армян из Ливана в Карабах? Нарушение конвенций, Женевской конвенции. Где была реакция? Минская группа, Евросоюз заявили, что это их не интересует. Тогда почему сейчас интересует?» — подчеркнул президент Азербайджана.
«Нас сейчас обвиняют в чем попало. Карабах — наша земля. Мы туда вернемся. В нынешней ситуации первым виновником является руководство Армении и ряд стран, которые хотели продолжения оккупации и статус-кво», — подытожил Алиев.
Заявление президента Азербайджана ставит один логический вопрос — каким образом страны, которые хотели длить существование Нагорного Карабаха как независимого от Азербайджана государства, явились источником эскалации конфликта? Если их устраивало существовавшее положение дел — зачем им было разжигать конфликт?
Нагорный Карабах уже почти 30 лет де-факто живет независимо от Азербайджана. Декларация независимости Нагорного Карабаха была принята 2 сентября 1991 года, через три дня после принятия декларации независимости Азербайджана, еще до вступления последнего в ООН.
Время работает на Нагорный Карабах, они обустроили свою жизнь вне Азербайджана, выросли новые поколения, которые не застали даже войну за независимость. И даже тот факт, что ни одна страна, входящая в ООН, его не признала — никак не мешал Карабаху строить свою собственную государственность.
Единственные страны, которые были заинтересованы в конфликте — это Азербайджан и Турция. Для Азербайджана нерешенный вопрос Нагорного Карабаха — это постоянная угроза для действующей власти Ильхама Алиева со стороны националистических и протурецких партий внутри страны, которые недовольны так называемой «оккупацией» Нагорного Карабаха.
Президент Турции Эрдоган старается объединить под турецким началом не только тюркский мир, к которому относятся многие постсоветские страны и целые регионы в России, но и исламский, составляя конкуренцию Саудовской Аравии. Только за последние несколько лет Турция приняла активное участие в вооруженных конфликтах в Сирии и Ливиии, собрав там отряды радикалов, которые теперь используются в разных горячих точках, в том числе и в Карабахе.
И именно Турция и Азербайджан отказываются садиться за стол переговоров, выражая желание раз и навсегда решить карабахскую проблему военным путем. Вечером 4 октября именно Ильхам Алиев заявил свое несогласие с тем, что у нагорнокарабахского конфликта нет военного пути.
Так что, если пользоваться принципом «Cui prodest?» (лат. «Кому выгодно?»), заявления президента Азербайджана не выдерживают элементарной критики.