Директор лицея: интерес к робототехнике должно поддерживать государство

Изображение: minsvyaz.ru
Робототехника
Робототехника

Приоритетные программы по робототехнике для школьников должно финансировать государство, считает директор лицея №36 города Набережные Челны Лейла Адилова, 20 октября передает корреспондент ИА Красная Весна.

Команда по робототехнике лицея №36 из Набережных Челнов в составе девятиклассников Владислава Хобта, Ильи Макарова и тренера Дмитрия Фомина заняла второе место в номинации «мобильная робототехника 14+» в международном конкурсе по профмастерству WorldSkills, проходившем с 14 по 19 октября в столице ОАЭ Абу-Даби.

«Класс робототехники мы оборудовали сами, тренер команды Дмитрий Евгеньевич Фомин делал столы [для конструирования и испытания роботов — прим. ИА Красная Весна] своими руками. Очень важно, чтобы была поддержка сверху. Мы готовы вложиться человеческими ресурсами, но нам нужны материалы, зарплата для преподавателей», — отметила Адилова.

Для конкурса WorldSkills из частного фонда по программе JuniorSkills были профинансированы только наборы VEX для создания роботов, основная нагрузка легла на тренера, школу и ребят. Из государственного финансирования школы преподавательский коллектив старался выкраивать средства и на этот проект. Если бы была поддержка, робототехникой могли бы заниматься большее количество детей. Ведь нужны наборы для сборки роботов отдельно на каждого ребенка. Школа может обеспечить материалами только 10-15 ребят. На сегодняшний день в лицее есть несколько наборов, но они уже морально устарели. Робототехника — это такая область, которая требует постоянных вложений, так как это очень быстроразвивающееся направление. Чтобы подготовить ребят к международным соревнованиям, необходимы новейшие образцы, которые также нужно закупать. «Камаз объявил о грантовой поддержке, мы подали заявку, надеемся на успех», — рассказала директор лицея.

На базе лицея создан «Инжиниринговый центр». Ребята получают необходимые начальные знания в области робототехники. Одним из условий участия в конкурсе было наличие инженерного журнала, где отражался бы каждый шаг процесса по созданию робота. И школьники справились сами, не прибегая к помощи профессиональных инженеров. «Ребята трудились так, как не трудится никто из взрослых», — отметила директор лицея.

Напоминаем, что в начале 2017 года Владимир Путин дал поручение профильным ведомствам подготовить программу «Цифровая экономика». Глава правительства Дмитрий Медведев неоднократно призывал шире внедрять инновации в российскую экономику. Такими инновациями должны стать искусственный интеллект и роботизация. Предусматривается внедрение новейших технологий и оборудования в промышленность, транспорт, сельское хозяйство, государственное управление и другие сферы экономики. На сегодняшний день нет специальной государственной программы в области подготовки кадров для этих приоритетных направлений, выпускники школ по-прежнему рассматривают технические вузы как «запасной» вариант в случае недобора баллов ЕГЭ на медицинские, экономические и гуманитарные специальности.

Комментарий редакции

Из-за того, что государство не помогает преподавателям-энтузиастам в материальном обеспечении кружков робототехники, им приходится самим искать себе спонсоров. И принимать правила игры и условия, которые диктуют предприниматели и частные фонды.

Так, фонд Дерипаски «Вольное дело», поддерживающий программу JuniorSkills, по сути предлагает обучать детей сборке роботов из готовых блоков, предоставляемых иностранными фирмами, прописывать для них алгоритмы и уметь продавать получившуюся продукцию. Так одним из этапов конкурса WorldSkills по робототехнике была пятнадцатиминутная презентация-«продажа» своего проекта на английском языке.

Вместо задекларированного на уровне правительства развития профессий, связанных с созданием отечественной отрасли, в результате таких проектов как JuniorSkills наша страна получит очередных специалистов по отверточной сборке. А для прорыва в робототехнике России, имеющей показатели в этой отрасли в 70 раз ниже среднемировых, нужны не только корпуса заводов, но и квалифицированные кадры, умеющие создавать и выпускать эти сложные устройства.