1. Политическая война
  2. Кипрский прецедент
Никосия, / ИА Красная Весна

ICG: стороны Кипра отдаляются все дальше друг от друга

Изображение: (cc) Muratsahan
Турецкая республика Северный Кипр
Турецкая республика Северный Кипр
Турецкая республика Северный Кипр

Две кипрские стороны все сильнее отдаляются друг от друга, следует из опубликованного 17 апреля обширного отчета International Crisis Group.

International Crisis Group видит, что две стороны отдаляются все дальше друг от друга, заключая: «После более пяти десятилетий неудачных переговоров и особенно впечатляющего провала многообещающих переговоров в 2017 году трудно увидеть четкий путь вперед к воссоединению Кипра или даже к переговорам о воссоединении».

Споры о суверенитете между киприотами-греками и киприотами-турками препятствуют не только разработке морских месторождений углеводородов, но останавливают решения вопросов, представляющих взаимный интерес. Ситуация накаляется во все более милитаризованном регионе, отмечается в отчете.

Кипр и Греция предпринимают усилия по разработке углеводородных ресурсов и вступают в оборонные партнерские отношения с внешними державами, такими как Франция и США, на что со стороны Анкары предпринимаются параллельные шаги.

В интересах региональной стабильности Кипру необходимо выйти из той спирали, в которой он оказался. В знак признания этого факта и, возможно, конкретно в ответ на действия северян в Вароше / Мараше, в мае 2022 года руководство киприотов-греков официально предложило пакет мер по укреплению доверия, включая шаги по налаживанию связей киприотов-турок с другими странами.

Администрация киприотов-турок отклонила это предложение, назвав его попыткой “распространить власть кипрско-греческой стороны по всему острову». Но многие из его особенностей заслуживают внимания и могут быть достижимы, особенно если турки-киприоты четко заявят о своем неизменном намерении вернуть Варошу / Мараш в рамках будущей сделки.

Даже с учетом того, что воссоединение, казалось бы, далеко, подход, делающий упор на укрепление межобщинного сотрудничества, а также открытие портов и аэропортов для расширения торговли по обе стороны острова, мог бы смягчить ущерб, связанный с ужесточением разделения.

После более чем пяти десятилетий неудачных переговоров и особенно впечатляющего провала многообещающих переговоров в 2017 году трудно увидеть четкий путь к воссоединению Кипра или даже к переговорам о воссоединении. Но напряженность, которая возникла или усилилась после саммита в Кран-Монтане, не следует игнорировать. Они угрожают углубить раскол в восточном Средиземноморье и испортить отношения Турции и ЕС, одновременно усугубляя старые разногласия и создавая новые между Анкарой и ее союзниками по НАТО.

Среди прочего, тупик между двумя основными общинами Кипра подчеркивает пределы тактики давления для обеих сторон. Десятилетия изоляции и экономического давления привели киприотов-турок к более тесным связям с Анкарой, а не к принятию условий киприотов-греков.