Пашинян: самолеты из Армении незаконно перевозили оружие в Африке
Самолеты армянской авиакомпании были задействованы в незаконном обороте оружия в Африке, заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян 15 апреля, отвечая на вопрос депутата Карена Симоняна в ходе правительственного часа в парламенте.
Ссылаясь на информацию Аудиторской палаты, полученную осенью 2019 года, Пашинян заявил, что из 28 самолетов, зарегистрированных в Армении, лишь 10 базировались внутри страны. А из 18 бортов, находившихся за пределами Армении, 10 базировались в Южном Судане и Чаде.
Эти самолеты преимущественно перевозили грузы. Из внешнеполитического ведомства Армении в Комитет гражданской авиации (КГА) поступил сигнал о том, что зарегистрированные в Армении самолеты используются для незаконного оборота оружия в странах Африки.
По его словам, причиной «авиационного» скандала в Армении стало то, что КГА не может контролировать деятельность армянских авиакомпаний, и европейские аудиторы это выявили. В отчете указано и то, почему КГА не в состоянии осуществлять контроль.
«Потому что КГА имеет определенные обязательства по вопросу базирующихся в Африке самолетов, но по действующему в Армении регулированию не имеет рычагов для их выполнения», — пояснил Пашинян.
Также представители европейского контролирующего органа проверили одну из авиакомпаний и по результатам выслали в КГА предварительное уведомление, пояснил Пашинян. Однако в руки руководителя Комитета Татевик Ревазян документ так и не попал.
После того, как европейская сторона сообщила Ревазян о существовании документа, сотрудника, не передавшего уведомление, уволили. Этот сотрудник незамедлительно был принят на работу именно в той компании, где проводилась проверка, сообщил премьер-министр.
На онлайн-пресс-конференции 15 апреля по ситуации высказался заместитель главы Комитета гражданской авиации Армении Галуст Погосян. На вопрос о причинах приостановки деятельности компании «Марс авиа» и просьбу уточнить, ее ли имел в виду Пашинян, говоря о перевозках оружия, Погосян ответил:
«Еще месяц назад произошел серьезный инцидент с „Марс авиа“. И мы попытались установить связь с африканскими государствами, чтобы понять, в чем проблема. В январе мы провели аудит, в ходе которого был зафиксирован ряд недостатков».
Зам. главы КГА уточнил, что данные недостатки угрожали безопасности полетов, работа компании была приостановлена, а ей дали время для устранения несоответствий.
«Будет осуществлено повторное исследование, после чего мы примем наше следующее решение», — добавил Погосян.
Отметим, в начале апреля по результатам международного аудита две авиакомпании Армении лишились разрешений на полеты в Европу. В КГА заявляют, что недостатки обнаружены в самих авиакомпаниях, авиакомпании это отрицают и говорят о недостатках в КГА. Сам текст отчета аудиторов не публикуется.