В Узбекистане объяснили работу газовых счетчиков и санкции к неплательщикам

Плакат «Хлопководы Узбекистана» (фрагмент). 1952 год
Плакат «Хлопководы Узбекистана» (фрагмент). 1952 год

Принципы работы умных газовых счетчиков, подключенных к Автоматической системе контроля и учета природного газа (АСКУГ), способы оплаты за газ и возможные санкции к неплательщикам объяснила 25 февраля населению Узбекистана пресс-служба региональной газовой компании АО «Hududgazta’minot» на сайте Минэнерго республики.

Свои разъяснения региональная газовая компания опубликовала в связи с внедрением в республике системы АСКУГ в рамках выполнения президентского постановления от 24 сентября 2020 года «О дополнительных мерах по реализации проекта „Внедрение автоматизированной системы контроля и учета природного газа“», а также «для внесения ясности к публикациям и предупреждения необоснованных обвинений в адрес газоснабжающих организаций».

АО «Hududgazta’minot» сообщило, что в соответствии с этим постановлением, до конца 2021 года будет установлено 3 546 148 современных умных счетчиков, интегрированных в систему оплаты газопотребления «BillingGaz». В 769 200 домохозяйствах такие счетчики уже установлены.

Большинство умных счетчиков установлены в 22 районах и городах, вошедших в так называемую «красную зону», для которой характерно большое потребление природного газа, низкая платежная дисциплина и большие потери. Так, 135 709 счетчиков установлены абонентам Ташкентского, Зангиатинского и Кибрайского районов Ташкентской области.

В процессе подключения абонентов к системе АСКУГ в октябре 2020 года в этих регионах выявлено 10 465 неучтенных потребителей. В результате подключения удалось избавится от потерь 49% поставляемого газа, ликвидировать более чем 50% задолженность по платежам и достигнуть баланса между потреблением и оплатой.

Внедрение системы АСКУГ, по мнению региональной газовой компании, «позволяет выстроить доверительные взаимоотношения между поставщиками газа и потребителями, обеспечить прозрачность системы, внедрить новую платежную дисциплину».

В случае неуплаты абонентом имеющейся задолженности за природный газ, подача топлива прекращается в автоматическом режиме, но перед этим АО «Hududgazta’minot» несколько раз посылает СМС оповещения о необходимости погасить задолженность в течение трех дней.

Оплата за использованное топливо должна производится до 10 числа каждого месяца. При несвоевременной оплате начисляется пеня в размере 0,1% за каждый день просрочки, но не более 50% суммы просроченного платежа.

Абоненты могут отслеживать объемы потребления природного газа, сумму к оплате и пеню через персональный кабинет. Для внесения платы за газ можно использовать мобильные приложения «Payme», «Paynet», «Сlick», «U-Pay» и «Oson».

В процессе внедрения системы АСКУГ были выявлены случаи ошибочного начисления задолженности за природный газ. Анализ показал, что ошибка возникла в результате внесения неверных показаний с приборов учета газа в систему «BillingGаz» в предыдущие годы, а также из-за неисправности счетчиков газа либо стороннего вмешательство в их работу.

Потребителей газа также предупредили о том, что в случае выявления факта искусственного изменения показаний ранее установленных счетчиков газа, не включенных в систему АСКУГ, с нарушителя «взыскивается стоимость потребленных объемов природного газа из расчета работы подключенного газоиспользующего оборудования 24 часа в сутки по максимальной мощности согласно Правилам пользования природным газом».

Разъяснение заканчивается контактной информацией АО «Hududgazta’minot» на случай возникновения проблем, вопросов или предложений. Потребители газа могут звонить по номерам телефонов 1104, 71 200-08-04, 71 202-11-04, либо использовать группу «Проблемы и пути решения вопросов газоснабжения» в социальной сети «Facebook».