Британский режиссер решил «гуманизировать» зло для того, чтобы его понять
Право создателя фильма использовать в документальной работе кинохронику, снятую террористами-джихадистами, постарался защитить британский режиссер Джонатан Хакер 1 июля после получения награды Британской академии кино и телевизионных искусств (BAFTA), сообщает The Guardian.
«Путь крови» — документальный фильм Джонатана Хакера, получивший признание BAFTA. В этом фильме нет ни рассказчика, ни обычных для документальных работ интервью. Весь фильм состоит из фрагментов сырой кинохроники, снятой террористами.
При создании фильма использованы 500 часов видео, изъятых из тренировочного лагеря джихадистов «Аль-Каиды» (организация, деятельность которой запрещена в РФ). По словам Хакера, видеозаписи были предоставлены силами безопасности Саудовской Аравии.
«Люди говорят: „Не давайте террористам эфирное время“, вместо того, чтобы задать себе вопрос „как нам понять этих людей“. Только понимание их веры, их психологии позволит бороться с ними», — заявил британский режиссер.
В фильме «Путь крови» показано, как террористы планируют и осуществляют взрыв автомобиля в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде. Некоторые из эпизодов выглядят обыденно — джихадисты играют в футбол, устраивают гонки в пустыне, пьют пиво в кафе. Позже эти же люди садятся в автомобиль и едут совершать теракт.
Британский режиссер признает, что его работа «гуманизирует» образ террориста, но настаивает на том, что важно понять, кто такие террористы и чем они руководствуются. «Вы видите, что эти террористы невероятно молоды, невероятно наивны, многие из них невероятно глупы, но все они еще и способны на великое зло», — заявил автор. По словам Хакера, в фильме показано, как в среде наивных молодых людей побеждают жадные до власти психопаты.
Хакер заявил, что немаловажным является то обстоятельство, что мусульмане-«жертвы» борются с мусульманами-террористами. По его словам, это является «противовесом западно-ориентированному взгляду».
Напоминаем, экстремисты из «Аль-Каиды» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) совершили в Саудовской Аравии большое число терактов. Одним из наиболее громких является теракт в Эр-Рияде 13 мая 2000 года, когда в результате взрыва семи начиненных взрывчаткой автомобилей погиб 91 человек, и более сорока получили ранения.
Данный сюжет неизбежно делает актуальным вопрос о том, кто же осуществлял режиссуру и консультирование операторов в известных документальных съемок с массовыми казнями на берегу моря в Ливии. Трудно не вспомнить, чем именно кончается знаменитый американский фильм "Хвост вертит собакой" — насильственной смертью кинорежиссера, который не мог отказаться от авторства проведенного по его режиссерскому плану политико-информационного перформанса. Аудиторией для которого была не только вся Америка, но и мир. Приведенная выше позиция британского киношника и его настойчивость наводят на те же подозрения. Но даже если они ошибочны, и он лишь почитатель видеоискусства джихадистов, то остается вопрос: кто же вдохновитель и педагог халифатистского режиссерского курса?
В этих размышлениях можно пойти и дальше, и заинтересоваться, кому же все-таки принадлежат очевидно режиссерские кадры с самолетами, влетающими в здания нью-йоркских близнецов 9 сентября 2001 года. Не говоря уже о высокопрофессиональной операторской работе, оценить которую по достоинству весь мир мог в режиме он-лайн.
Отметим также, что решение режиссера показать кинохронику террористов без пояснений выглядит странным и с другой точки зрения. Известно, что кино может оказывать серьезное воздействие на психику людей. Например фильмы о самоубийцах способны вводить впечатлительных людей в депрессию и подталкивать их к опасным поступкам. Почему режиссер уверен, что люди, которые посмотрят его фильм, будут воспринимать картину с позиции «понять врага», а не с позиции «примерить на себя»? Тем более, если режиссер сам признает, что его работа «гуманизирует» террориста (т.е. показывает его более человечным и понятным).
Подобные эксперименты с кино, в которые вовлекается широкая аудитория, могут нанести большой вред. Не только потому, что будут оказывать воздействие на впечатлительных людей, но и потому, что подобные фильмы будут формировать в обществе более мягкое, терпимое отношение к террористам и терроризму.