Историк: Болгарии не нужно резко отвечать на превращение Св. Софии в мечеть
Болгария не должна резко реагировать на планы превращения храма Святой Софии в действующую мечеть, считает профессор Христо Матанов, 22 июня сообщает News.bg.
«„Святая София“ — это символ. Лучше всего ее не трогать и оставить музеем», — заявил в эфире Bulgaria On Air историк, профессор Христо Матанов. Его замечание касается намерения Реджепа Тайипа Эрдогана превратить собор Святой Софии в действующую мечеть. Он убежден, что наследие Кемала Ататюрка не должно быть затронуто.
Профессор сказал, что намерение Эрдогана не было хорошим сигналом для Запада. По словам профессора Матанова, большая часть населения Турции даже не знает, о чем идет речь.
Историк выразил мнение, что преобразование Святой Софии в мечеть будет непростым, так как Турции будет необходимо изменить устав ЮНЕСКО и встретить очень резкую реакцию Запада. Он предсказывает, что против этой смены церкви будет подано много голосов.
«Болгария не может оставаться в стороне, но ее позиция будет приглушена. Мы маленькая страна, на пути потока беженцев, на пути 80-миллионного государства. Я не рекомендовал бы, чтобы наша реакция была острой», — прокомментировал проф. Матанов.
Со своей стороны, журналист и внешнеполитический аналитик Мехмед Юмер сказал, что Турция испытывает экономические проблемы, и Эрдогану нужен более сильный козырь, в данном случае Святая София.
Он объяснил, что политический исламизм и весь правый сектор в Турции уже давно стоят на повестке дня. По его словам, 29 мая, когда прошло 567 лет с момента завоевания Константинополя и было прочитано слово из Корана, это был сигнал.
«Мне не кажется так уж легко превратить „Св. Софию“ в действующую мечеть. Турецкому президенту действительно приходится сталкиваться с критикой со стороны Запада», — сказал журналист.
По словам Хумера, президенту Турции всегда удается показать то, что он хочет, через призму желания своего политического и исламистского электората. Журналист отметил, что, согласно опросам, почти 80% населения Турции не имеет никаких возражений против превращения Святой Софии в действующую мечеть.
Он сказал, что в Турции было сделано много вещей, которые стерли многое из того, что сделал Кемаль Ататюрк. «Султан управлял с Босфора», — добавил он в заключение.