Путин объяснил, зачем нужен «Сириус»
Об истории создания образовательного центра для одаренных детей «Сириус» и перспективах его развития рассказал президент России Владимир Путин 5 марта в интервью ТАСС «20 вопросов Владимиру Путину».
Путин сообщил, что идея создания образовательного учреждения для одаренных детей принадлежит ему: «Да, я придумал это». Президент решил объединить под одной крышей разные образовательные программы: «Спортсмены общаются с математиками, а математики, может быть, в первый раз лично идут посмотреть, как хоккей там или балет функционирует, приобщаются к физической культуре». По его мнению, «очень здорово получилось».
Путин объяснил, что после олимпиады в Сочи остались многочисленные спортивные объекты, которые он собирался использовать для развития детского спорта, но затем решил объединить специализированную спортподготовку со спецподготовкой талантливых детей. «У нас ведь есть, еще с Советского Союза досталась нам, система специальной подготовки: физико-математические школы, потом биологические школы, потом музыкальные училища при консерваториях, балетные училища — то, чем мы гордимся», — пояснил он.
Президент объяснил, что в «Сириус» отбираются из профильных учреждений образования самые талантливые дети, которые приезжают в Сочи на 21 день для дальнейшего отбора самых одаренных из них. «Каждый 21 день … отбираем из них (одаренных детей — прим. ИА КВ) тех, кто имеет наибольшие перспективы, наилучшие перспективы», — уточнил он.
В дальнейших планах развития — создание университета «Сириус»: «Мы создали там уже научный кластер из лабораторий таких вот приоритетных направлений. И потом здесь же будем создавать технопарк, чтобы у нас была школа, университет, научная лаборатория и реализация в технопарке: закольцуем это все».
Напомним, образовательный фонд «Талант и успех», известный как «Сириус» был создан в декабре 2014 года по инициативе Путина. Учредителями фонда стали выдающиеся российские деятели науки, спорта и искусства. Целью фонда является раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка одарённых детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве. Дети 10-17 лет приезжают в центр на месяц, с ними занимаются ведущие педагоги спортивных, физико-математических, химико-биологических школ, а также выдающиеся деятели российского искусства в сфере академической музыки, классического балета и изобразительного искусства.
В СССР в конце 40-х годов было принято решение о создании языковых спецшкол, а потом, в середине 60-х, и школ с углублённым изучением других предметов. В 1969 году Министерство просвещения РСФСР подготовило доклад о недостатках в работе средних учебных заведений с углубленным изучением ряда предметов, в котором говорилось о несоответствии этих школ социалистическим принципам, что «идейно-политическое воспитание учащихся отодвигается на задний план». Констатировались устойчивая тенденция к превращению указанных школ в учебные заведения для «избранных». Элитные спецшколы в дальнейшем благополучно продолжили своё существование, получив приоритет перед обычными и существуют до сих пор.
В современной России создание спецшкол во многом связано с развалом системы образования и объясняется попытками сохранить хоть какую-то возможность для развития талантов если не у всех, то хотя бы у избранных. С другой стороны, элитные спецшколы отражают факт начавшегося после перестройки расслоения общества, факт того, что лучшее образование стало привилегией. Разговоры о демократическом обществе лишь прикрывают фактически существующее разделение на элиту и остальную массу населения.
«Сириус» — это своего рода попытка создать научную и гуманитарную элиту в стране, где набирает обороты социальное расслоение общества. Вот только эта элита, изначально поставленная в привилегированные условия, вероятно, будет пытаться сохранить своё положение, а не бороться за создание равных возможностей для каждого — ведь «ресурсов» в стране победившего «золотого тельца» на всех не хватит.