Ученые исследовали ископаемые останки в мезозойских отложениях Забайкалья

Изображение: (cc) Сэм / Олай / Осе / Скьяервой
Ископаемые останки синозавроптерикса

Работы по исследованию интересных с палеонтологической точки зрения мезозойских отложений Забайкалья, обновившие представления ученых о местонахождении ископаемой фауны «Турга» (обнажение Миддендорфа), провели сотрудники Института нефтегазовой геологии и геофизики (ИНГГ) им. А. А. Трофимука СО РАН, 11 декабря сообщает пресс-служба института.

Обнажение Миддендорфа изучается и геологами, и палеонтологами с XIX века, но до сих пор оно приносит ученым интересные находки, в том числе полученные в экспедиции учеными ИНГГ СО РАН образцы ископаемой фауны биоты Джехол.

Свое название биота Джехол получила по бывшей провинции Китая, прославившейся благодаря многочисленным находкам уникальных ископаемых остатков оперенных динозавров, птиц, млекопитающих и растений, которые находят в нижнемеловых отложениях Северо-Восточного Китая.

Эта область граничит с российским Забайкальем, что позволяет ученым в России сравнивать тамошние находки и вмещающие их отложения с китайскими.

В ходе экспедиции в долину реки Турга ученые ИНГГ СО РАН нашли ископаемые остатки типичных представителей биоты Джехол, таких как рыбы Lycoptera, двустворчатые пресноводные рачки конхостраки Eosestheria и личинки поденок Ephemeropsis. Однако впервые все они были описаны именно по находкам в Забайкалье во второй половине XIX века.

Вернувшись из экспедиции, исследователи изучили отобранные в ее ходе образцы. Ими были исследованы макро- и микрофауна, споро-пыльцевые комплексы, геохимические характеристики органического вещества и особенности осадочных пород, откуда были взяты образцы.

Полученные результаты позволяют утверждать, что местонахождение ископаемой фауны «Турга» следует считать консервационным лагерштеттом — то есть объектом, характеризующимся уникальной сохранностью ископаемых. Так, остатки рыб зачастую имеют чешую, рачки-конхостраки — хитиновый скелет, а на раковинах их самок сохраняются окаменевшие яйца.

Кроме того, было установлено, что геохимические индикаторы и литологические особенности отложений тургинской свиты в Забайкалье близки к таковым у формаций Цзюфотан и Исянь в Китае, прославившимися уникальными находками оперенных динозавров и птиц биоты Джехол.

Исследование ученых ИНГГ СО РАН поставило точку в существовавшем споре специалистов о возрасте тургинской свиты в обнажении Миддендорфа. Сотрудники лаборатории палеонтологии и стратиграфии мезозоя и кайнозоя установили, что он может находиться в пределах конца баррема — начала апта, то есть возраст ее отложений составляет около 125 млн лет.

Датировку с такой высокой степенью точности ученым помогло выполнить исследование найденной на образцах ископаемой пыльцы цветковых растений.

В ИНГГ СО РАН предполагают, что есть вероятность обнаружить в Забайкалье, в нижнемеловых отложениях континентального генезиса остатки пернатых динозавров и других позвоночных организмов, найденных в формациях Китая. Но для этого потребуется провести в Забайкальском крае масштабные планомерные раскопки.

Результаты исследований ученые представили в статье «Тургинский лагерштетт (обнажение Миддендорфа, Восточное Забайкалье, баррем-апт): стратиграфическое положение и палеообстановки», опубликованной в журнале СО РАН «Геология и геофизика» 2023 № 11 (том 64).

Сибирские ученые намерены продолжать экспедиции в этот перспективный регион. Кроме «Турги», институт собирает данные по другому забайкальскому разрезу — «Белая гора», с обнажением доронинской свиты — стратиграфическим аналогом тургинской.

Поскольку в ней тоже обнаружены ископаемые остатки, характерные для биоты Джехол, ученые хотят сравнить этот разрез с «Тургой» и китайскими формациями, чтобы дополнить научные представления о наземных экосистемах раннего мела на востоке Азии.