Советский кинематограф был далек от одномерного изображения белых — историк
Советский кинематограф уже в картинах 30-х годов ушел от одномерного изображения белых, а в дальнейшем эта картина только усложнялась, заявила кандидат исторических наук, доцент Евгения Полиновская, 22 мая сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
«Еще с фильма „Чапаев“, разве там показаны белые, как сегодня показаны красные? Сегодня возьми любой фильм, красные — это упыри, пьяницы, экстремисты, которые только и делают, что издеваются над гражданами и ничего позитивного не несут. А белые выступают постоянно в белых одеждах. И такая агитка черно-белая нам постоянно дается. Разве это мы видим в „Чапаеве“?», — отметила историк.
Она подчеркнула, что речь идет о 30-х годах. На тот момент руководители советского государства были непосредственными участниками гражданской войны. Несмотря на это, их противники из лагеря белых не изображаются одномерно.
«В 50–70-е годы гражданская война уже показана во всей сложности процессов, там отношение к белым очень сильно изменено. Например, фильм „Тихий дон“, где мы видим мечущегося героя, причем фильм был снят по книге, написанной еще в сталинское время, получившей признание и премии. Или возьмем фильм „Сорок первый“ с известным сюжетом любви и долга, где показаны любовь между врагами, между белыми и красными, и выбор в пользу долга», — добавила Полиновская.
Историк также напомнила о череде блестящих фильмов, среди которых «Бег» и «Дни Турбиных». По ее словам, апофеозом сложности изображения гражданской войны стала картина «Адъютант его превосходительства».
«Хочу отметить, что во всех фильмах главный герой — это белый офицер. „Дни Турбиных“ снят по роману Булгакова, про которого постоянно говорят, как он был угнетаем в советское время. И белый офицер там изображен в очень позитивном ключе, показано что это люди со своими убеждениями и принципами, что это люди достойные. Да, они ошиблись и сделали неверный выбор, и им дается возможность этот выбор пересмотреть», — заявила историк.
По ее словам, советское государство показывало, как можно на практике следовать принципу единства истории. Для этого не надо отказываться от своих идеологических принципов, однако необходимо признавать заслуги исторических деятелей других эпох.