Ученые оценили, как сокращение земледелия повлияло на бассейн реки Вятки
Бассейн реки Вятки был исследован учеными из Казанского федерального университета, которые обнаружили сокращение эрозии почти в два раза в связи с сокращением сельскохозяйственной деятельности. Об этом 1 октября пишет новостной отдел Американской ассоциации содействия развитию науки EurekAlert!.
Последние десятилетия на севере Восточно-Европейской равнины характеризовались значительными изменениями климата и землепользования/растительного покрова, особенно после распада СССР в 1991 году. В то же время гидрологические последствия этих изменений, особенно изменения эрозионных процессов и нагрузки на речные наносы, изучены недостаточно. Как говорят авторы исследования, их работа частично покрывает этот существующий пробел в знаниях на примере бассейна реки Вятка.
«Это в основном относится к почвенной и овражной эрозии как основным процессам механической денудации возделываемых междуречий региона. Мы изучали южно-таежный регион в бассейне реки Вятки, на который приходится около 130 тысяч квадратных километров», — рассказывает соавтор, научный сотрудник Артем Гусаров.
Команда обнаружила, что эрозия почвы и оврагов за последние десятилетия сократилась почти в два раза, в основном из-за сокращения обработки почвы и животноводства. В других результатах авторы утверждают, что изменение климата не внесло серьезного вклада в эрозионные изменения в этой области.
Они отметили, что наблюдается увеличение количества осадков, в том числе обильных осадков в теплое время года. Тем не менее, общая годовая нагрузка на наносы реки, особенно вызванная таянием снега, и интенсивность эрозии почв/оврагов в последние десятилетия значительно снизились.
Артем Гусаров надеется, что дальнейшая работа может быть проведена на севере Восточно-Европейской равнины и в Уральских горах.
Такая статистика может оказать жизненно важное влияние во многих областях, включая планирование сельского хозяйства, промышленное развитие, жилищное строительство, охрану водных объектов, речной транспорт и другие.