Ливан не состоялся как государство и падает «в пучину краха» — мнение

Изображение: (cc) Mahdi Shojaeian
Ущерб после взрывов в Бейруте
Ущерб после взрывов в Бейруте
Ущерб после взрывов в Бейруте

Прошедшие в мае выборы в Ливане привели страну в очередной тупик и продолжили ее сползание в пучину небытия, заявил израильский дипломат Марк Регев в статье «Может ли арабский мир позволить себе еще одно несостоявшееся государство?», опубликованной 2 июня газетой Jerusalem Post.

«Выборы в Ливане, состоявшиеся 15 мая, закончились еще одним политическим тупиком, предположительно увековечив продолжающуюся нисходящую спираль в этой стране. Но падение Ливана в пучину краха едва ли уникально: это лишь одно из ряда несостоявшихся арабских государств; с палестинцами, стучащимися в дверь, чтобы присоединиться к клубу», — пишет Регев.

Дипломат выделяет симптомы экономического кризиса в Ливане: национальный ВВП за несколько лет упал с $55 млрд до $20,5 млрд, банки граничат с неплатежеспособностью, а национальная валюта потеряла 95% своей стоимости.

Также Регев отмечает, что покупательная способность потребителей исчезла, инфляция превысила 200%. Безработица стремительно растет, и около 80% населения находится за чертой бедности.

«Повседневная жизнь становится все труднее: у ливанцев хронические перебои с электричеством; продукты питания становятся все более дефицитными и дорогими; поставка бензина в лучшем случае носит эпизодический характер; лекарства недоступны, а больницы не в состоянии оказать критическую медицинскую помощь. Неудивительно, что шесть из десяти ливанцев покинули бы страну, если бы могли», — пишет Регев.

По его словам, «символом краха Ливана является расследование взрыва в порту Бейрута в августе 2020 года».

В ходе этого катастрофического взрыва 218 человек погибли и около семи тысяч получили ранения. Несмотря на обещания установить виновных «в течение нескольких дней», расследование идет безрезультатно.

Также Регев отмечает упадок в вооруженных силах ливанского государства, который происходит в течение многих лет. Об этом, по его мнению, свидетельствует то, что они количественно и качественно уступают военным возможностям шиитской организации «Хезболла».

По словам израильского дипломата, Бейрут является «столицей несостоявшегося государства».

Но подобных случаев несостоявшихся государств, говорит Регев, немало. В число «несостоявшихся» Регев причисляет Ливию, разрушенную после падения Муаммара Каддафи в 2011 году. Также в этом списке находятся Йемен, охваченный гражданской войной, Сирия, в которой президент Башар Асад хоть и одержал победу, но ценой разрушения страны и гибели примерно четырехсот тысяч человек.

По словам Регева, хроническая политическая нестабильность продолжается и в Ираке, где премьер-министр Мустафа Кадхими возглавляет временное правительство, пытающееся управлять раздробленной и раздираемой войной страной, которая сталкивается с угрозами со стороны возрождающегося ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и шиитских ополченцев, связанных с Ираном.

«Хотя не все арабские страны являются несостоятельными государствами, ни одна арабская страна не является демократической», — пишет израильский дипломат.

Регев отмечает провал «арабской весны» и отсутствие демократии в арабском мире.