Режим нон грата. Минск отвернулся от Запада — RUSI
Арест одного из самых заметных лидеров оппозиции в Белоруссии делает крайне затруднительным дальнейшее взаимодействие западных стран с Минском, заявил Бенно Цогг, старший исследователь Центра изучения вопросов безопасности Швейцарской высшей школы Цюриха и член Совета по международным отношениям «Минский диалог» 25 мая в авторской статье, опубликованной Королевским объединенным институтом оборонных исследований Великобритании (RUSI).
В статье которая называется «Беларусь: режим нон грата?» Бенно Цогг заявляет, что арест Романа Протасевича «имеет более широкие последствия».
«Во-первых, это не означает, что белорусский режим силен, если он пойдет на все, чтобы арестовать одного из своих критиков. Это указывает на режим, который все больше загоняется в угол и чувствует себя вынужденным действовать хаотично, — заявляет аналитик. — Во-вторых, за таким поведением будут внимательно следить другие автократические режимы, стремящиеся заставить замолчать своих критиков. В этом свете еще важнее решительная реакция и осуждение со стороны международного сообщества». Но самое важное, по мнению автора, состоит в том, что «этот инцидент указывает на белорусский режим, который, похоже, все меньше и меньше заботится о своей репутации и сохраняющихся связях — политических или экономических — с Европой и Западом в целом».
По словам Цогга, последние события говорят о том, что произошел «сдвиг» по сравнению с периодом между 2014 и 2020 годами. Сейчас Лукашенко ведет себя совсем не так, как в 2014 году, считает эксперт, когда, по сего словам, «Беларусь стремилась сыграть конструктивную роль в (восточной) европейской безопасности — например, предлагая Минск в качестве площадки для мирных переговоров по Украине или приглашая наблюдателей на военным учениям как меру укрепления доверия».
Цогг напомнил, что раньше Александр Лукашенко шел на диалог с Западом и даже был готов заплатить отношениями с Россией за этот диалог. «Лукашенко провозгласил, что его цель — наладить связи со всеми партиями, Востоком и Западом, и при этом он был готов оттолкнуть Россию», — сказал аналитик. По его мнению, возврат к диалогу с Западом возможен при условии, что белорусский президент почувствует себя в безопасности. Тогда он будет способен «проявить определенную долю прагматизма». Однако сейчас такой уверенности у Лукашенко нет, и поэтому он стремительно сближается с Россией, своим «главным союзником». Единственным условием ослабления связей Белоруссии с Россией эксперт называет его положительное взаимодействие с Западом. Однако, как считает эксперт, последний инцидент сделал это невозможным.
«Этими последними репрессивными актами Лукашенко усложнил для любого западного лидера или правительства возможность когда-либо снова взаимодействовать с ним, даже по насущным общим интересам», — утверждает Цогг.