На «арктическом» форуме в Петербурге вспомнили советский опыт Севморпути

Изображение: © ИА Красная Весна
Михаил Слипенчук. Санкт-Петербург. 05.12.2018
Михаил Слипенчук. Санкт-Петербург. 05.12.2018

Об успешном опыте работы советского Главного управления Северного морского пути напомнил заведующий кафедрой рационального природопользования географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Михаил Слипенчук 5 декабря, выступая на форуме «Арктика: настоящее и будущее», сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

На пленарном заседании «Будущее создается сегодня: новые векторы развития Арктической зоны Российской Федерации», состоявшемся в рамках форума, поднимались разные вопросы развития российской Арктики. Представители госкорпорации «Росатом», Министерства транспорта РФ, Министерства РФ по развитию Дальнего Востока, Министерства природных ресурсов и экологии РФ и других ведомств представили свою точку зрения на будущее развития Арктики, рассказали о трудностях и проблемах.

Михаил Слипенчук, бывший модератором дискуссии, заметил, что «вызовов действительно очень много, поскольку Россия вернулась в Арктику сравнительно недавно». «Севморпуть является, по сути дела, таким позвоночником, связывающим восток и запад России»,  — подчеркнул он важную роль северной морской магистрали.

«Сегодня ведутся такие серьезные разговоры: кто должен быть первым в Арктике? То ли государственная корпорация „Росатом“, то ли Министерство транспорта»,  — обратил внимание собравшихся Слипенчук на несогласованность действий различных госструктур, некоторое их соперничество. Он напомнил и о том, что в Арктике имеются богатые природные ресурсы, то есть в управлении Арктикой должно участвовать и Министерство природных ресурсов.

«А может, не на надо изобретать велосипед и вспомнить опыт Советского Союза?» — задался вопросом Слипенчук, напомнив, что в первые годы советской власти на севере страны успешно функционировала государственная организация — Главное управление Северного морского пути при совнаркоме СССР. По его словам, она совмещала все функции, начиная от обеспечения безопасности и транспортировки и заканчивая созданием инфраструктуры.

«Может, сейчас имеет смысл создать такую организацию?» — спросил собравшихся Слипенчук. При этом он отметил, что возможны различные варианты участия в этой организации государства — это может быть как государственная корпорация, так и частно-государственное партнерство.

Напомним, 5 декабря в Санкт-Петербурге открылся VIII международный форум «Арктика: настоящее и будущее», устроенный межрегиональной общественной организацией «Ассоциация полярников», которую возглавляет известный полярный исследователь А. Н. Чилингаров. Форум собрал большое количество экспертов, чиновников профильных ведомств, сотрудников корпораций, работающих в Арктике. В задачи форума входит обсуждение различных проблем и путей развития российской Арктики.

Комментарий редакции

Северный морской путь может быть интересен и в качестве транзитного маршрута. Но намного больше он важен для развития русской Арктики — региона, как справедливо заметил Михаил Слипенчук, богатого природными ресурсами. Это понимают и у нас — например, 2 марта 2018 года Владимир Путин в послании Федеральному собранию назвал Северный морской путь «ключом к развитию русской Арктики». Это понимают и за рубежом — например, американцы регулярно жалуются на наращивание российского присутствия в Арктике. Поэтому данное направление определенно нужно развивать.

Что касается несогласованности действий разных структур, занимающихся одним проектом, то, наверное, еще Еврипид в своей «Андромахе» упоминал важность единоначалия при реализации какого-либо серьезного дела. Поэтому почему бы не воспользоваться удачным советским опытом. Главное, чтобы была создана действительно жизнеспособная структура, а не просто бесполезная бюрократическая надстройка, главной задачей которой станет обеспечение рабочими местами какого-то количества чиновников.