1. Социальная война
  2. Состояние медицины в России
ИА Красная Весна /
Кардиолог одной из московских больниц поделилась с корреспондентом ИА «Красная Весна» своим видением проблем в современной государственной медицине.

Проблемы государственной медицины глазами столичного кардиолога

Изображение: (CC0) pxhere
Платная медицина
Платная медицина

Кардиолог одной из московских больниц поделилась с корреспондентом ИА «Красная Весна» своим видением проблем в современной государственной медицине.

Выбор врача между государственным и частным сектором

— Врач идет в частный сектор тогда, когда нужны деньги и нормированный рабочий день. Однако частный сектор — это больше бизнес, чем медицина. Некоторые частные медицинские центры не гнушаются откровенно разводить на деньги. Поэтому не всем специалистам комфортно работать в частном секторе. Хотя, безусловно, есть и добросовестные люди, которые открывают свои клиники.

В государственных больницах врачи работают скорее «за идею». Размер заработной платы зависит от администрации, поэтому в разных московских больницах зарплата может сильно разниться. Дополнительный заработок врач может получить, если его больница участвует в проведении международных клинических исследований. Такая работа хоть и требует дополнительного времени, но оплачивается адекватно. Безусловно, неплохо на этом зарабатывает руководство больницы.

Мой выбор — работа в стационаре, потому что это драйв и богатый опыт. Некоторые врачи возвращаются из частного сектора именно за этим.

Однако много и минусов. Например, из-за пресловутой «бумажной волокиты» переработка в госучреждениях в порядке вещей. Большая часть времени в стационаре уходит на оформление медицинской документации. Врачи сидят допоздна, выходят дополнительно в выходные. Некоторые руководители даже гордятся этим, вот мол, видно, что люди работают.

В некоторых стационарах введены электронные истории болезней. Решение неоднозначное: с одной стороны, они облегчают работу врачей, с другой стороны, их … «воруют». А потом пенсионеры жалуются, что им звонят и предлагают купить лекарства именно по их болезням. Бумажные истории болезни не так-то просто украсть.

Проблемы фармакологии

— Отечественная фармакология оставляет желать лучшего и, конечно, не может конкурировать с зарубежной. Однако отечественные препараты оказываются, как правило, самыми дешевыми. И именно по этой причине их закупают государственные больницы. И тут врачей иногда поджидают неприятные сюрпризы. Приведу случай из собственной практики. Лечила пациентку от гипертонии, приходилось назначать огромные дозы препаратов, давление не снижалось. При выписке порекомендовала ей принимать зарубежный препарат. Через некоторое время после выписки пациентка позвонила сообщить, что зарубежный препарат в меньших дозах помог снизить давление. Таким образом, качество отечественных препаратов вызывает большие вопросы. И это, конечно, не единичный случай.

При этом у врачей нет никакой обратной связи с производителями препаратов. Не принято у нас жаловаться. Что дали, тем и лечим, и за то спасибо. Можно аккуратно сказать пациенту, что более эффективный препарат лучше купить самому. Однако встречаются пациенты, не понимающие, что врач это делает из лучших побуждений, и жалуются начальству.

Надо сказать, что проблема не только в отечественных препаратах, она более широкая. Дженерики и оригинальные препараты не всегда сопоставимы по эффективности. Дженерики зачастую дешевле, но эффективность их ниже. Врачам в больницах запрещено писать в рецептах торговые названия препаратов, только фармакологические. Потом аптека бесплатно выдает один из имеющихся в наличии препаратов по своему усмотрению.

Проблемы взаимодействия со страховыми компаниями

— В своей работе мы обязаны руководствоваться международными рекомендациями, приказами Министерства здравоохранения, стандартами оказания медицинской помощи. Проблема в том, что названные документы не всегда согласуются между собой. Этим пользуются страховые компании, естественно, заинтересованные в том, чтобы сэкономить. Поэтому руководству медицинских учреждений приходится спорить с представителями страховых компаний, иногда возвращать истории болезней для исправлений. Приведу поразивший меня недавний случай. Есть три препарата одной группы, эффективность которых доказана в международных клинических исследованиях, они указаны в рекомендациях. Но в приказ Минздрава попал только один из них. Поэтому, как считают представители какой-то страховой компании, врач может назначить только его.

На мой взгляд, решение таких вопросов зависит от образования и настойчивости руководителей медицинских учреждений. Страховая компания вправе отказать в оплате страхового случая, и как следствие, могут вычесть определенную сумму из зарплаты врача.

Негативная тенденция превращения медицины в «бизнес»

— Негативная тенденция превращения медицины в «бизнес» имеет место и в государственных медицинских учреждениях. Одним из «побочных эффектов» такого превращения является постановка во главу угла «экономической эффективности», которая достигается, главным образом, за счет сокращения числа сотрудников.

Есть еще более стыдный момент. Высокие медицинские технологии хорошо оплачиваются государством, поэтому иногда врачи делают НЕНУЖНЫЕ процедуры. Ставят ненужные стенты, кардиостимуляторы, если говорить о кардиологии. Иногда это делается из лучших побуждений: чтобы не сократили финансирование в следующем году, выдали столько же бесплатных стентов и т. д. Сейчас Министерство здравоохранения пытается прекратить эту порочную практику, требуя от врачей обоснования таких назначений.

Отношения между врачами и пациентами

— В отношениях между врачами и пациентами все непросто. И вина лежит на обеих сторонах.

У врачей есть проблема профессионального выгорания. Кроме того, будущих медиков в вузах не учат общаться с пациентами. Обучаемся интуитивно в процессе работы. Недавно читала интервью одного из зарубежных коллег. Согласна с его мнением, что русским врачам надо учиться вежливо вести себя с пациентами, чтобы было меньше жалоб. Откровенно грубые люди встречаются как среди пациентов, так и среди медиков (чаще среди младшего медицинского персонала). Врач сейчас незащищен даже от побоев.

И с точки зрения пациента. Пациент, выписавшийся из больницы, чувствует себя абсолютно никому не нужным. Знаю из своего опыта — сама ухаживаю за 85-летней бабушкой. Невролог из поликлиники пришел только один раз после выписки из больницы, потому что просто физически не имеет на это времени. Даже когда у бабушки появились осложнения от приема неврологических препаратов, невролог не пришел и не позвонил. Из поликлиники приходят терапевты, но каждый раз разные. Читала, что в поликлиниках появятся геронтологи, которые будут наблюдать нескольких пациентов. Как я понимаю, это намерение так и осталось на бумаге.

Хотелось бы видеть перемены к лучшему, но пока это только мечты.