Кургинян: российская элита «изнашивает терпение нации»
Средний слой российской элиты, по-прежнему ориентированный на Запад, раздражает антизападно настроенный народ, заявил философ, политолог, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 21 февраля в программе «Вечер с Владимиром Соловьёвым» на телеканале «Россия 1».
«Инерция прозападного существования сейчас колоссально сильна. Она сильна не в народе, который давно стоит на антизападных позициях, и не в самых верхушечных слоях, которые понимают, что к чему, и что они смертники. Она сильна в средних слоях элиты, которые еще достаточно глубоко укоренены на Западе», — объяснил политолог.
По мнению Кургиняна, инерция давнишних прозападных настроений проявляется в тщетных надеждах на изменение отношения Запада к России. Каждое более или менее нейтральное слово, сказанное на Западе, часть элиты трактует как сигнал смягчения политики.
«Надежда умирает последней. Когда умрет эта надежда на партнерство с Европой, когда будет сказано наконец о построении, неважно чего, в отдельно взятой стране? — спросил эксперт. — Сколько еще можно изнашивать терпение нации в этих тщетных попытках?»
Кургинян напомнил длительную историю стремления России на Запад. Опасными западническими иллюзиями жила элита позднего Советского Союза, а потом России. «Мы дружим с Германией, поставляем газ, потом постепенно заходим в Евросоюз, там единые войска, наши ядерные силы, американцы уходят…»— назвал политолог мечты западников. Он сравнил эту точку зрения с позицией Льва Троцкого после Октябрьской Революции: «Ну зачем нам развивать производительные силы? Мы скоро возьмем производительные силы Европы, соединим с сырьем, и все будет нормально».
По словам философа, упованиям на Запад положили конец при Сталине, когда была выдвинута «бредовая, с точки зрения марксизма» идея о построении социализма в отдельно взятой стране, со ссылкой на одну статью Ленина «О кооперации».
Кургинян вспомнил результаты курса на автономную жизнь СССР: «Были построены десятки тысяч заводов, возникла колоссальная индустриальная мощь, по-настоящему новая мощная армия, возникло всё остальное. Удалось выстоять в войне с фашизмом, который предложил самую мощную армию в истории человечества. Самую мощную — никакой Чингисхан и ничто другое с этим не могут быть сравнимы».
Принятие концепции автономного существования СССР с собственной идеологией и экономикой, способной выдержать экономическую блокаду, спасло страну и весь мир от нацизма, подчеркнул лидер «Сути времени».
Превращаются ли заявления о том, что «уже все порвано в клочья, у нас от европейских связей ничего не осталось» в конкретные решения, в готовность осуществить на практике новый курс, подобный построению социализма в отдельно взятой стране? Этим вопросом задается эксперт.
Существенная часть элиты внутренне уже готова к автономии страны, но есть ряд факторов, которые тормозят окончательный разрыв с Западом, отметил Кургинян.
«Ни у Сталина, ни, между прочим, у Троцкого, ни у многих других не было своей экономики, и семьи их не жили в западных странах, и всё это не сопровождалось длительными, форсированными доказательствами того, что ничего другого просто нет, мы должны соединяться с Европой на любых условиях, как угодно», — подчеркнул политолог.
Каждый шаг в сторону Запада — это смерть, «единственное, что можно сделать — это вернуться в другую сторону», подвел итог философ.