Исследование Фонда Мо Ибрагима показало, чего добилась Африка на COP27

Изображение: (cc0) HypnoArt
Изменение климата
Изменение климата

Исследовательский бюллетень «COP27: подведение итогов прогресса» выпустил на этой неделе Фонд Мо Ибрагима, сообщает 7 декабря газета Namibia Economist.

Бюллетень отражает итоги 27-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP27) после завершения саммита и сопоставляет прогресс, достигнутый на саммите, с 15 ключевыми рекомендациями, данными в последнем отчете Фонда участникам форума с целью сделать его эффективным для Африканского континента.

В документе подчеркивается, что, хотя на форуме были запущены важные конкретные инициативы, COP27 упустила возможность добиться ожидаемых действий на глобальном уровне.

Документ содержит основные выводы по результатам COP27 для Африки, отмечая не только то, какие действия были предприняты по жизненно важным для континента климатическим проблемам, но и то, что еще предстоит сделать для продвижения вперед.

Мо Ибрагим, судано-британский бизнесмен, работающий в сфере коммуникационных технологий, основатель и председатель Фонда Мо Ибрагима, созданного для поддержки лучших управленцев в Африке, поделился своими размышлениями о саммите.

«Мы не должны обманывать себя, думая, что COP27 была успешной для Африки. На саммите не уделялось должного внимания особой уязвимости континента к воздействию изменения климата, отсутствию у них (развитых стран) ответственности за нынешний кризис или их уникальному доступу к энергетическим вызовам».

«Несмотря на работу, проделанную мной, моим фондом и другими африканскими организациями для обеспечения справедливого представительства, — продолжил Мо Ибрагим, — на конференции явно не было уделено должного внимания зеленым и минеральным активам Африки, несмотря на то, что континент держит ключи к глобальному низкоуглеродному будущему. Что касается фонда возмещения убытков и ущерба, который многие хотели бы, чтобы мы отметили как ключевую победу COP27, то он был неохотно создан в самые последние часы слушаний, без решения по структуре, финансированию или процессу. Это фонд только по названию».

Тем не менее Мо Ибрагим отметил несколько положительных результатов: «Африка и несколько преданных партнеров добились значительного прогресса в максимальном использовании потенциала и возможностей Африки для континента, для его людей и для глобального зеленого будущего. Запуск Африканской инициативы по углеродному рынку, ОПЕК по тропическим лесам и стратегическое партнерство между ЕС, Намибией и Египтом по зеленому водороду — всё это важные прагматические шаги, указывающие путь вперед».

Основные выводы, сделанные в бюллетене о нерешенных на COP27 проблемах, включают в том числе констатацию неспособности договориться о большем сокращении выбросов парниковых газов крупнейшими загрязнителями, что делает недостижимым поддержание прироста мировой температуры на уровне 1,5 °C в год. При этом Африка является одним из регионов, которые больше всего пострадают от этого.

Резолюция о достижении пика выбросов к 2025 году была исключена на саммите из окончательного соглашения.

Хотя почти 200 стран согласились создать фонд для покрытия «убытков и ущерба» от глобального потепления, и участники переговоров согласились создать новую структуру к 2023 году, решение еще не принято, может пройти некоторое время, прежде чем какое-либо финансирование будет получено.

На COP27 на глобальную адаптацию к изменению климата было выделено 230 млн долларов, при этом несколько стран впервые внесли свой вклад в адаптационный фонд. Это положительный шаг, отмечено в бюллетене, но он покрывает менее 10% потребностей Африки.

Ссылки на сотни миллионов африканцев, не имеющих доступа к электричеству и чистой кухне, не попали в решение саммита.

В сопроводительном документе к резолюции подчеркивается необходимость сокращения выбросов на основе «справедливого энергетического перехода» за счет увеличения «низкоэмиссионных и возобновляемых источников энергии».

Однако, хотя эта формулировка может дать Африке передышку для использования газа в качестве переходного топлива, многие из тех, кто больше всего боролся за эту формулировку, не сталкиваются с проблемами доступа к энергии и избегают дальнейшей работы по сокращению своих выбросов, отмечено в бюллетене.

«Инициатива перехода к справедливой и доступной энергии в Африке» была выдвинута для оказания технической и политической поддержки странам, что является ключевым моментом для Африки, но эта инициатива не сопровождалась финансированием энергетики этих стран.

Хотя было указано, что для обеспечения всеобщего доступа к энергии в Африке к 2030 году потребуется 25 млрд долларов в год, прогресс был незначительным, поскольку в сопроводительном документе не было изложено никаких новых обязательств по финансированию энергетики.

Потенциал Африки был в некотором роде признан, когда ЕС вел переговоры с Египтом и Намибией о «зеленом» водороде. Однако в сопроводительном документе не было ничего о центральной роли африканских полезных ископаемых в «зеленом» переходе.

Была запущена Инициатива по углеродным рынкам Африки (ACMI), которая может помочь привлечь финансирование на добровольных углеродных рынках. Однако технические детали глобальных углеродных кредитов, которые могли бы передать денежные средства от сильных загрязнителей тем, кто сохраняет ценные природные активы и сокращает выбросы, были перенесены на 2023 год, а в этом году прогресс практически отсутствует.

Было много оптимизма после того, как на COP26 были согласованы общие принципы, регулирующие углеродные рынки, поэтому невозможность проработать детали для реализации их на COP27 можно рассматривать как неудачу, отмечено в бюллетене.