Некоторые клиенты Мурманского порта перенаправят грузы в порты Прибалтики
Из-за обрушения железнодорожного моста вблизи Мурманска приняли решение перенаправить часть грузов в порты прибалтийских стран некоторые крупные клиенты Мурманского порта, сообщает 9 июня РБК со ссылкой на вице-губернатора Мурманской области Ольгу Кузнецову, комментарий РЖД и информацию от источников в отрасли.
Из-за обрушения пролета железнодорожного моста через реку Колу в Мурманской области нарушился доступ в Мурманский порт, и поставки в него стали невозможными. Среди компаний, принявших решение использовать порты Прибалтики, — компания «Еврохим», принадлежащая Андрею Мельниченко. О том, что компания перенаправила поставки железорудного и апатитового концентратов в прибалтийские порты, сообщила Кузнецова.
Представитель угольной компании СУЭК, которая, как и «Еврохим», принадлежит Мельниченко и контролирует Мурманский порт, пояснил: «Изучив все данные ближайших портов Северо-Запада, их технические возможности, мы не можем использовать их как альтернативу Мурманскому порту». Он отметил, универсальность Мурманского пора, который может обрабатывать удобрения, железную руду, уголь, другие грузы.
По словам представителя СУЭК, логистические затраты при использовании северо-западных российских портов, альтернативных Мурманскому, также выше. Например, если доставка железной руды до Китая через порт Мурманска обходилась в $20 за тонну, то через порт в Усть-Луге — в полтора-два раза дороже. Кроме того, скорость выгрузки состава в Мурманске выше (в среднем не более 1,3 сут.), чем в других российских портах, где эта скорость 2,5–3 сут.
По сообщению гендиректора Мурманского порта Алексея Рыкованов, большую часть грузооборота порта — 14-15 млн т из более чем 17,5 млн т — в 2019 году пришлась на перевалку угля. Представитель СУЭК не сообщил, куда будет перенаправляться уголь. Он отметил, что рассматриваются различные логистические решения для сохранения грузопотока Мурманского порта на уровне планового объема 1,8 млн т в месяц (21,6 млн т в год).
Как сообщил представитель РЖД, 8 июня утверждена 25-процентная скидка для клиентов Мурманского порта при поставках грузов в Латвию — на перевозки на станцию Скангали, находящуюся на границе с Латвией, железорудного концентрата со станции Ковдор, где расположен Ковдорский ГОК, а также апатитового концентрата со станций Титан и Апатиты, где расположены предприятия производителя удобрений «Фосагро».
При этом представитель «Фосагро» сообщил, что компания пока еще анализирует возможные варианты изменения логистики. По словам источника, знакомого с планами поставщиков удобрений, рассматриваются порты в Финляндии и Прибалтике. По словам Кузнецовой, часть апатитового концентрата «Фосагро» направит в Бельгию через Кандалакшский морской торговый порт. Этот же порт будет использован для поставки грузов компанией «Норильский никель».
Напомним, 1 июня из-за подъема воды в Коле была подмыта насыпь опоры железнодорожного моста. Это привело к обрушению моста, что прервало железнодорожное сообщение с Мурманском. По словам губернатора Мурманской области Андрея Чибиса, для восстановления движения до конца июня планируется построить 5,7 км нового пути, будет использована часть строящейся ветки Мурманского транспортного узла.