Связь Ленина с мировым духовным наследием недоосознана — эксперт

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912

Связь Ленина-мыслителя со всей совокупностью мирового философского и духовного опыта до сих пор не осознана на должном уровне, заявил доцент кафедры истории русской философии философского факультета МГУ Алексей Болдырев 15 апреля в интервью корреспонденту ИА Красная Весна.

При ответе на вопрос, какую из работ Ленина эксперт считает ключевой, Болдырев назвал «Философские тетради». По словам эксперта, в этих конспективных заметках «просматривается в целом скрытая и недоосознанная связь марксизма с „умным идеализмом“» — гегельянством и не только.

По мнению Болдырева, философское наследие Ленина через эту диалог с «умным идеализмом» подспудно сообщается «со всей совокупностью христианского духовного опыта». Только освободившись от псевдоматериалистических предрассудков и открывшись этому опыту, марксизм-ленинизм сможет «стать той „вечно живой“ и творческой теорией, которая ляжет в основу спасительного для нас неосоветского проекта», уверен эксперт.

Читайте также: Попробуйте сотворить небывалое — Ленин смог! — Интервью

Поводом для интервью с Алексеем Болдыревым послужила 150-летняя годовщина со дня рождения Владимира Ильича Ленина. «Вечно живому» вождю мирового пролетариата исполняется полтора века 22 апреля 2020 года.

«Философские тетради» В. И. Ленина, изданные посмертно в 1933 году, представляют собой конспект нескольких произведений Карла Маркса, Людвига Фейербаха, Гегеля, Аристотеля и Фердинанда Лассаля. Считается, что именно в этих набросках Ленин впервые сформулировал основные положения марксистской диалектики и теории познания. Впоследствии Владимир Ильич разовьет и отточит эте же идеи в своем главном философском труде — книге «Материализм и эмпириокритицизм» 1909 года.

Критикуя в «Философских тетрадях» идеализм как «пустоцвет, растущий на живом дереве» познания, Ленин еще яростнее восставал против вульгарных материалистов, отвергавших и категориальный аппарат гегельянства, и специфику сознания в целом. Широко известна его фраза из конспекта гегелевских «Лекций по истории философии»: «Умный идеализм ближе к умному материализму, чем глупый материализм».