Поиск пропавшего в 30-х годах экипажа Леваневского продолжается
Пресс-конференцию по случаю 80-й годовщины старта третьего трансполярного перелета из СССР в США провели участники поисков пропавшего при перелете экипажа Сигизмунда Леваневского 10 августа в Москве, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
В конференции приняли участие: дочь радиста экипажа Н. Галковского Галина Галковская-Айвазян, Герой Российской Федерации, генерал-лейтенант авиации, участник экспедиций на Северный и Южный полюс Николай Гаврилов, руководитель поисковой группы, действительный член Русского географического общества Юрий Сальников, председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов, генерал-майор авиации, выпускник школы морских летчиков им. Леваневского Геннадий Храмцов.
Участники конференции осветили обстоятельства подготовки перелета, его проведения, последующих поисковых работ. Рассказали о роли советско-американского сотрудничества во время поисков.
Олег Смирнов отметил, что 1937 год, который сегодня в массовом сознании ассоциируется исключительно с репрессиями, был в первую очередь годом великих свершений Советской страны.
«У нас эти события пытались завуалировать очень серьезно, особенно в 90-е годы. А ведь 30-е годы: 1937-й, 1938-й — в нашу историю они вписаны золотыми буквами. В планетарном отношении, в планетарном масштабе, для всего земного шара!», — сказал Смирнов.
Он также напомнил, что нельзя допускать, чтобы эти свершения стирались из исторической памяти. Особую важность это приобретает при воспитании молодого поколения: «Истина, которую многие чиновники не понимают: не зная истории, не зная героев, молодежь нормально не вырастет». И добавил, что «первыми героями Советского Союза были летчики, полярники. Все это надо выдавать, вот на чем надо учиться подрастающему поколению. А не на той порнухе, которая сейчас брызжет из этих телевизоров и днем и ночью со всех экранов».
Выступающие отметили, что государство должно проявить политическую волю к организации поисковых экспедиций, призванных окончательно установить место и причину гибели экипажа.
Особо отметили необходимость установки памятника федерального значения, поскольку существующие сегодня памятные знаки, посвященные участникам перелета Леваневского, установлены на территории ГКНПЦ им. М. В. Хруничева (Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева), которая закрыта для свободного посещения.
Перелет экипажа Леваневского стал одной из наиболее трагических и загадочных страниц истории советской полярной авиации и освоения Арктики. Начавшийся 12 августа 1937 года, он должен был стать третьим беспосадочным трансполярным перелетом из СССР в США после перелетов экипажей В. Чкалова (18–20 июня 1937) и М. Громова (12–14 июля 1937) и первым, осуществленным с коммерческой нагрузкой. Кроме того, предыдущие экипажи совершали свои перелеты на рекордном самолете АНТ-25 конструкции А. Н. Туполева, созданном специально для решения задачи установления рекорда дальности. Экипаж Леваневского использовал самолет ДБ-А (бортовой номер Н-209) конструкции В. Ф. Болховитинова, разработанный на основе конструкции серийного бомбардировщика ТБ-3. В случае успешного завершения перелета и практического подтверждения возможностей нового самолета открывалась перспектива создания первой регулярной транспортной авиалинии из СССР в США через Северный Полюс.
Помимо командира, Героя Советского Союза, участника Челюскинской эпопеи Сигизмунда Леваневского, в экипаж входили: второй пилот Николай Кастанаев, штурман Виктор Левченко, радист Николай Галковский и бортмеханики Николай Годовиков и Григорий Побежимов.
Старт со Щелковского аэродрома прошел успешно, и первые часы полет проходил нормально. Однако над Баренцевым морем самолет столкнулся с мощной облачностью, вынудившей Леваневского подняться на большую высоту для сохранения возможности навигации, и сильным встречным ветром, существенно снизившим путевую скорость. Тем не менее, в 13:40 13 августа, следуя на высоте 6000 метров, самолет достиг Северного полюса. Однако уже спустя 50 минут Галковский сообщил об отказе крайнего правого мотора, последовавшем за ним вынужденном снижении, входе в облачность и начавшемся обледенении.
В 14:49 американскими станциями в Сиэттле, Анкоридже и Фэрбэнксе была принята последняя четкая радиограмма с борта Н-209: «Отказал правый крайний из-за маслосистемы. Идем на трех. Тяжело. Идем в сплошных облаках. Высота полета 4600. Посадку будем делать в 3400. Леваневский».
После этого момента устойчивая связь с экипажем прервалась. Принятые впоследствии различными радиостанциями сообщения с позывными экипажа Леваневского были отрывочны и неясны, потому их содержание до сих пор не имеет однозначного толкования. В ожидаемое время в конечный пункт маршрута — г. Фэрбэнкс на Аляске — самолет не прибыл.
После исчезновения экипажа была развернута масштабная поисковая операция, в которой приняли участие 15 советских и 7 американских самолетов, ледокол «Красин» и пароход «Малыгин». В ходе нее был обследован большой сектор Арктики между 120 и 150 градусами западной долготы, где предположительно мог совершить вынужденную посадку экипаж Леваневского. Однако ухудшение погоды и наступившая вскоре полярная ночь существенно снизили эффективность поисков. Никаких следов обнаружить не удалось. В мае 1938 года после консультаций с известными полярными летчиками и исследователями Арктики советское правительство приняло решение поиски прекратить.
Сегодня существует ряд версий, касающихся катастрофы и исчезновения экипажа Леваневского. Однако их экспедиционная отработка как энтузиастами, так и профессиональными полярниками пока не привела к окончательному результату. По мнению руководителя поисковой экспедиции, кинорежиссера, журналиста, члена Русского географического общества Ю. Сальникова, наиболее вероятным районом возможного обнаружения останков самолета является район побережья Аляски между островами Спай и Тетис, входящими в группу островов Джонса.