Экс-президент Ганы рассказал о плане Маршалла для Африки
«План Маршалла» нужен Африке для выхода из давнего и глубокого экономического кризиса, заявил бывший президент Ганы Джон Махама 26 мая, пишет Newsweek.
В своей статье под названием «COVID-19 — это шанс для Африки создать свой собственный «план Маршалла», но не такой, каким мы его знаем» ганский политик напомнил, что известный всему миру американский план вывел страны Западной Европы из кризиса после Второй мировой войны.
«И сегодня он приобретает новую актуальность, ведь мировые экономики прогибаются под натиском пандемии COVID-19. Но это приобретает особое значение для Африки на фоне вспышки вируса», — отмечает Махама.
Восьмой президент Ганы отмечает, что в рамках этого плана возможность раскрыть свой потенциал и добиться изменений на всем континенте должна быть предоставлена молодежи.
«И именно поэтому в 2017 году я призвал к разработке „плана Маршалла для Африки“. Он был создан по образцу Европейской программы восстановления 1948 года, но в его основе лежит расширение прав и возможностей африканской молодежи», — добавил Махама.
Восьмой президент Ганы призвал не заблуждаться на счет того, будто Африка застрахована от причиненного коронавирусом ущерба. Например, в Гане COVID-19 обнаружили у шести с лишним тысяч человек.
Это несет большие потери. Так, глава африканского департамента Международного валютного фонда Абеб Аемро Селассие предупредил, что потери стран Африки в этом году составят около £163,5 млрд.
И экономические потери неизбежны в этой ситуации для всех стран не только в Африке, но и по всему миру.
«Это также дает возможность воплотить в жизнь амбициозный и осуществимый „план Маршалла“ для Африки», — отмечает Махама.
План предусматривает значительные глобальные инвестиции, чтобы покончить с бедностью, улучшить систему здравоохранения и внедрить инклюзивное образование.
Ганский политик призвал покончить с моделью, преобладавшей с 1960-х годов, создав Африку, которая «не является изоляционистской, но может встать на ноги, торговать с миром, создавать рабочие места и сама решать свои проблемы».
«План Маршалла», отмечает Махама, должен быть разработан и утвержден Африканский союзом — таков должен быть масштаб всей операции по выходу из кризиса. Однако нужно подключать и «все международное сообщество».
Но, подчеркивает Махама, не надо думать, что Африку спасет схема гуманитарной помощи, которая действовала и действует со стороны развитых стран.
«Этот вид помощи помог бороться с болезнями, обеспечивать людей чистой водой и давать образование бедным. Но это было эффективно только постольку, поскольку уменьшало непосредственные страдания. Это не дало странам Африки основ, необходимых им для самостоятельного развития», — сказал Махама.
Несмотря на добрые намерения помогающих, такой вид помощи «запер Африку в порочный круг», ведь «каждая новая инъекция помощи обрекает континент на увеличение выплат долга и утечку мозгов» — получившая образование молодежь уезжает «в поисках лучших возможностей».
Итак, нужны разумные инвестиции в инфраструктуру, в предприятия, в энергетику, а также в идеи. Он привел в пример такие предприятия, как Silicon Savannah («Кремниевая саванна», Кения), африканская Jumia.
То есть Африке нужна не помощь в привычном понимании, ведь она никогда не создает сильных обществ. Нужна возможность модернизировать и индустриализировать континент, и это должно происходить на основе принятых в Африке решений, направляемых и координируемых изнутри, при сотрудничестве и коммуникациях между ее странами.
Африканский «план Маршалла» может, отмечает Махама, предоставить развивающимся экономикам Европы и другим странам доступ к 1,2 млрд потребителей и при этом позволит Африке «пересмотреть отношения с остальным миром», уйти от «основанной на долгах помощи» и прийти к той, что «основана на торговле, инвестициях и устойчивом развитии».
Напомним, план Маршалла — это программа восстановления экономики стран Западной Европы, разработанная в США и запущенная в 1948 году.