Азербайджан взял под контроль гидроэлектростанции на границе с Ираном

Изображение: savid, pixabay, cc0
Граница
Граница

Охрану части инфраструктуры гидроэлектростанций, построенных Ираном на пограничной с Азербайджаном реке Аракс, будет осуществлять азербайджанская сторона, 23 апреля сообщило посольство Ирана в Азербайджане в своем микроблоге в социальной сети Twitter.

Соответствующее решение было принято по результатам встречи представителей руководства иранской и азербайджанской пограничных структур.

Военнослужащие национальной государственной пограничной службы возьмут под охрану объекты, находящиеся на территории, перешедшей под контроль Азербайджана по итогам боевых действий осени 2020 года.

Напомним, соглашение о строительстве каскада электростанций на пограничной реке Аракс общей мощностью более 40 мегаватт было заключено между СССР и Ираном в 70-х годах ХХ века. В его рамках к 1988 году было возведено несколько плотин.

Однако начало армяно-азербайджанского конфликта и последующий распад СССР привели к приостановке работ.

В 1993 году руководство Азербайджана продолжило переговоры с иранской стороной о строительстве гидроэлектростанций «Худаферин» и «Гыз Галасы» (Девичья Башня). Были подготовлены все документы, однако неудачное для Азербайджана завершение Нагорно-карабахского конфликта и потеря территории, на которой велись работы, не позволило сторонам заключить межправительственное соглашение о строительстве ГЭС.

В то же время для иранской провинции Восточный Азербайджан реализация проекта означала доступ к дополнительным водным ресурсам и электроэнергии.

В связи с отказом азербайджанской стороны от дальнейших переговоров до восстановления территориальной целостности страны, Иран подписал соглашение с Арменией, в соответствии с которым строительство ГЭС «Худаферин» и «Девичья Башня» было продолжено.

При этом руководству Азербайджана было заявлено, что работы ведутся в соответствии с ранее заключенными межведомственными соглашениями и Иран в любой момент готов к подписанию соответствующих договоренностей на более высоком, межгосударственном уровне.

После запуска ГЭС в начале десятых годов XXI века часть электроэнергии на безвозмездной основе поступала в Нагорно-Карабахскую республику. При этом все объекты «Худаферина» и «Девичьей Башни» находились под охраной иранских силовых структур.

Одновременно с этим активизировались переговоры с Азербайджаном, по результатам которых в феврале 2016 года сторонами было заключено межправительственное соглашение, в соответствии с которым Иран самостоятельно завершал все необходимые работы. При этом право собственности на возведенную инфраструктуру, а также на использование воды и электричества делились между сторонами поровну.

Расходы по строительству, возложенные на Азербайджан, выплачивались Ирану в виде вырабатываемой электроэнергии.

Указанное соглашение было резко негативно воспринято оппозиционными силами Азербайджана, обвинившими президента страны Ильхама Алиева в сдаче национальных интересов.

По всей видимости, глава Азербайджана рассчитывал на успех предпринятой в апреле 2016 года попытки решить Нагорно-карабахский конфликт вооруженным путем. Однако боевые действия завершились лишь продвижением азербайджанской стороны вглубь территории Нагорного Карабаха на несколько километров.