Украина попросила у ЕС средства ПВО для защиты судов с зерном в Черном море
Системы противовоздушной обороны для обеспечения перевозок зерна попросил у ЕС министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба 31 августа во время неформальной встречи глав МИД Евросоюза в Толедо.
Кулеба рассказал, что в Киеве разработали альтернативный маршрут перевозок зерна по Чёрному морю. Суда с грузом, выйдя из украинских портов, сразу идут в сторону румынских территориальных вод и следуют дальше к проливам в Средиземное море.
По словам Кулебы, два судна уже прошли этим маршрутом. Однако для защиты судов от нападения с воздуха на участке в территориальных водах Украины Киеву необходимы средства ПВО.
Кулеба попросил министров иностранных дел ЕС рассмотреть, как Евросоюз может помочь обезопасить суда на украинском участке маршрута.
Напомним, с начала военной спецоперации России в Донбассе Украина не могла осуществлять поставки зерна через Чёрное море. Они стали возможны в результате соглашений, подписанных в Стамбуле 22 июля. Согласно им, ООН берет на себя обязательства по обеспечению поставок российской сельхозпродукции на мировые рынки. Россия со своей стороны обеспечивает коридоры в Чёрном море для судов, вывозящих зерно из украинских портов.
Представитель России в ООН Василий Небензя 26 октября заявил, что вопрос с доступом российского продовольствия и удобрений на международные рынки так и не решен. ООН прилагает усилия по противодействию антироссийским санкциям других стран, но экспорт удобрений из России по прежнему серьезнейшим образом затруднен.
Первый этап сделки завершался 18 ноября. Действие договора потом продлевалось несколько раз. Срок действия последнего этапа закончился 17 июля.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что условия зерновой сделки в части обязательств перед российской стороной по-прежнему не выполняются. Россия отказалась от продления сделки.