В 2023 году в России может появиться цифровой рубль

Уильям Харнетт. Стол банкира. 1877
Уильям Харнетт. Стол банкира. 1877
Уильям Харнетт. Стол банкира. 1877

До конца 2022 года на рассмотрение Государственной думы может быть внесен законопроект о цифровом рубле, заявил председатель финансового комитета Думы Анатолий Аксаков 23 декабря, сообщает «КоммерсантЪ».

Аксаков рассказал, что прототип платформы цифровой валюты Центрального банка (ЦВЦБ) был создан еще в декабре 2021 года командой из специалистов 12 российских банков, в числе которых Сбербанк, ВТБ, ГПБ, ПСБ, Альфа-банк, Росбанк, банк «Дом.РФ», «Синара» и другие.

В течение всего 2022 года Центробанк совместно с банками из пилотной группы проводил тестирования некоторых операций с цифровыми рублями: открытие и пополнение цифровых кошельков, переводы между гражданами, в том числе с использованием мобильных банковских приложений, оплата товаров и услуг и прочее.

Осенью Банк России предложил измененный план счетов, в котором был счет для учета цифровых рублей.

Предлагаемый цифровой рубль будет сочетать свойства безналичной (онлайн-расчеты) и наличной (расчеты офлайн) валюты, при этом на платформе ЦБ клиенту открывается кошелек, а в роли посредника выступает кредитная организация.

По мнению Банка России, «цифровой рубль позволит государству повысить уровень контроля за целевым расходованием бюджетных средств, проводить адресные выплаты, оптимизировать процесс возврата неизрасходованных средств и других процессов», аналогичный контроль может быть организован и для физических лиц.

Специальная военная операция привела к сокращению сроков проекта и «повышению приоритета сотрудничества с дружественными странами», причем решение разрабатывалось «внутренней командой Банка России на базе свободно распространяемого программного обеспечения или с использованием компонентов российских производителей».

Планируется, что в апреле 2023 года начнется «пилотирование операций с реальными цифровыми рублями на ограниченном круге клиентов пилотных банков», а в конечном итоге все банки будут предоставлять возможность своим клиентам — гражданам и компаниям — работать с цифровым рублем.

При этом, как пояснил управляющий директор по ИТ и цифровой трансформации корпорации «Дом.РФ» Николай Козак, для реализации цифрового рубля «клиенты смогут проводить операции с ним прямо в мобильном приложении банка».

Директор по инновациям банка «Синара» Виталий Копысов заявил, что цифровой рубль «даст возможность создания новых методов оплаты товаров и услуг, трансграничных операций», а по словам директора по инновациям и управлению данными Росбанка Ольги Маховой, «цифровой рубль будет иметь программируемый токен, это значит, что можно придумывать и привязывать новые форматы его использования — например, огромное количество сервисов для клиента, связанных с целевым кредитованием, а также в сегментах среднего и крупного бизнеса».

По мнению директора центра цифровых финансовых активов ПСБ Максима Хрусталева, «в перспективе продолжат развиваться новые сервисы, в том числе государственные, связанные с использованием смарт-контрактов при расчетах в цифровых рублях, например, при регистрации сделок с недвижимостью».

Среди проблем, способных существенно замедлить процесс внедрения цифрового рубля и сделать его заметно более дорогим, называется, прежде всего то, что пока не определены требования к уровню защиты информации. В настоящее время защита строится как программного обеспечения (ПО), так и оборудования, исходя из требований к классу КС2 средств криптографической защиты.

Возможно, класс защиты будет повышен до КС3 (дополненным специализированным ПО для создания и контроля замкнутой программной среды) или КВ (для случая, если злоумышленники могут располагать исходными текстами прикладного ПО) и КА (в случае существования опасности доступа преступников к аппаратным компонентам). Тогда затраты банков на организацию защиты могут превратится в дополнительные миллиарды рублей.

А отсюда возникает неопределенность в бюджете, необходимом для внедрения цифрового рубля на 2023 год, особенно учитывая то, что резкий рост числа операций с цифровыми рублями, основанных на технологии блокчейн, может потребовать существенного наращивания как парка серверов, так и их мощности.