Исследование: озоновая дыра закрывается

Озоновый слой Антарктиды восстанавливается, что является прямым результатом глобальных усилий по сокращению выбросов веществ, разрушающих защитный барьер планеты. Об этом говорится статье в журнале Nature, опубликованной 6 марта.
Эти обнадеживающие результаты получены исследовательской группой под руководством Массачусетского технологического института (MIT)
Ученые уже наблюдали признаки восстановления озонового слоя в прошлом. Однако новое исследование впервые с высокой статистической достоверностью показало, что это восстановление обусловлено в первую очередь сокращением выбросов веществ, разрушающих озоновый слой, а не другими факторами, такими как естественная изменчивость погоды или увеличение выбросов парниковых газов в стратосферу.
«Существует множество качественных данных, показывающих, что озоновая дыра над Антарктидой сокращается. Но это действительно первое исследование, которое количественно определяет уверенность в том, что озоновая дыра восстанавливается», — отмечает автор исследования Сьюзан Соломон.
«Суть в том, что с 95-процентной уверенностью она восстанавливается. Что потрясающе. И это показывает, что мы действительно можем решить экологические проблемы».
В своем новом исследовании авторы применили количественный подход для определения причины восстановления озонового слоя Антарктиды. Они позаимствовали метод у сообщества по изменению климата, известный как «фингерпринтинг», который был разработан Клаусом Хассельманном, лауреатом Нобелевской премии по физике 2021 года.
В контексте климата «фингерпринтинг» относится к методу, который изолирует влияние определенных климатических факторов. Хассельманн применил метод для выявления, подтверждения и количественной оценки антропогенного следа изменения климата. Соломон и соавтор исследования Пейдон Ван попытались применить этот же метод для выявления другого антропогенного сигнала: влияния сокращения человеком выбросов озоноразрушающих веществ на восстановление озоновой дыры.
«В атмосфере наблюдается действительно хаотическая изменчивость», — говорит Соломон. «Мы пытались обнаружить появляющийся сигнал восстановления озонового слоя на фоне такого рода изменчивости, который также наблюдается в стратосфере».
Исследователи начали с моделирования атмосферы Земли и создали несколько «параллельных миров» или симуляций одной и той же глобальной атмосферы при различных начальных условиях. Так, они провели моделирование в условиях, которые не прогнозировали никакого увеличения выбросов парниковых газов или веществ, разрушающих озоновый слой. В этих условиях любые изменения содержания озона должны были быть результатом естественной изменчивости климата.
Они также провели моделирование, в котором увеличивались только концентрации парниковых газов, а также уменьшались только концентрации озоноразрушающих веществ. Они сравнили результаты моделирования, чтобы увидеть, как изменялся уровень озона в стратосфере Антарктиды в разные периоды времени и на разных высотах в ответ на различные начальные условия.
С помощью этого моделирования они составили карту временных отметок и высот, на которых озон восстанавливался из месяца в месяц на протяжении нескольких десятилетий, и выявили закономерность восстановления озона, которая была напрямую связана с сокращением содержания озоноразрушающих веществ.
Затем группа исследовала эту закономерность в реальных спутниковых наблюдениях за озоновой дырой над Антарктикой, начиная с 2005 года по настоящее время. Они обнаружили, что со временем закономерность, выявленная ими в ходе моделирования, стала все более выраженной в наблюдениях. К 2018 году программа достигла своего пика, и команда могла с уверенностью в 95% сказать, что восстановление озонового слоя произошло в первую очередь за счет сокращения выбросов озоноразрушающих веществ.
Если эта тенденция сохранится и последствия восстановления озонового слоя станут более заметными, Соломон прогнозирует, что вскоре наступит момент, когда озоновый слой останется полностью восстановлен. И в конечном итоге озоновая дыра должна остаться закрытой навсегда.
«К 2035 году мы можем стать свидетелями того, как больше не будет сезонного истощения озоновой дыры над Антарктидой. И это будет очень волнительно для меня», — уверена она. «И некоторые из вас увидят, как озоновая дыра полностью исчезнет еще при вашей жизни».