Киргизия планирует передать два крупнейших аэропорта под внешнее управление

Изображение: Илья Савченко © И.А Красная Весна
Аэропорт Istambul. Турция
Аэропорт Istambul. Турция

Аэропорты «Ош» и «Манас» готовятся передать под частичное управление турецкой компании власти Киргизии, заявил премьер-министр республики Акылбек Жапаров 4 июля в интервью агентству «Кабар».

«Польза для страны большая. Сейчас много тех, кто кричит, не зная всех деталей. Мы тоже умеем считать. Мы болеем за страну и за ее будущее. Например, если сегодня в аэропорту в день приземляется и взлетает около 16 самолетов, то через два года здесь будут уже более 160 воздушных судов», — пояснил Жапаров.

Премьер-министр отметил, что без иностранных инвесторов в настоящее время невозможно построить современную взлетно-посадочную полосу. Она обеспечит бесперебойную работу аэропортов в туман, чтобы самолетам больше не делать крюк до ближайшего аэропорта в казахскую Алма-Ату, указал глава правительства.

«Кроме того, будет построен новый грузовой терминал. Это позволит в год перевозить более 100 тыс. тонн грузов. Если сейчас, имея на руках 100-процентную долю собственности аэропортов, мы получаем в год прибыли около 4 млрд сомов (2,7 млрд рублей), то через два года, имея 50 процентов прав на собственность, мы будем получать прибыль в 8 млрд сомов (5,4 млрд рублей)» — заверил председатель кабинета министров.

В данное время, уточнил Жапаров, есть определенные разногласия по срокам передачи объектов. Так, турецкая сторона хочет заключить контракт на 39 лет, а Киргизия готова подписать передачу только на 29 лет. По мнению турецких инвесторов, им интереснее когда вложенные средства принесут хороший доход, а за столь коротких срок они «не смогут получить достаточную прибыль».

«Сейчас проводим расчеты, сколько прибыли они могут получить за 29 лет. Если действительно за это время они не получат прибыли, то, конечно, мы будем вынуждены согласиться на немного длинные сроки», — заключил премьер-министр.

Ранее идею правительства раскритиковали депутаты киргизского парламента. Часть из них утверждали, что передача стратегических объектов, которыми являются аэропорты, под внешнее управление означает, что государство расписывается в собственном бессилии. Также законодатели Жогорку Кенеша посчитали, что передача государственных объектов иностранцам могут создать прецеденты для появления коррупционных схем при провозе различных товаров и просто вызовет недовольство киргизского народа.

Напомним, с 2020 года в Киргизии идет дискуссия о целесообразности передачи аэропортов в частные руки. Сейчас правительство Киргизии приняло решение о передаче 50% владения столичного аэропорта «Манас» и второго по величине международного аэропорта в городе Ош турецким инвесторам под гарантии модернизации объектов.