В СПбГУ узнали, что удаленка может приводить к патологиям голосовых связок
Результаты исследования голосовых связок преподавателей, проводивших занятия в онлайн-формате в период пандемии COVID-19, показали ухудшение состояния их голосового аппарата, сообщает 24 мая пресс-служба Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ).
Исследования проводилось лингвистами СПбГУ и врачом-оториноларингологом Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета.
Результаты проделанной работы были представлены в статье «Адаптация к онлайн-синхронному обучению и усталости голоса: акустические и клинические данные», опубликованной в ведущем мировом издании по голосовой медицине Journal of Voice.
Авторы напомнили, что с началом пандемии COVID-19 в 2020 году педагогов во всем мире резко перевели на онлайн-преподавание. Эксперты, однако, считают, что для сохранения как психологического, так и физического здоровья преподавателей в этом случае необходим особый подход к организации рабочего процесса.
Учеными СПбГУ был проведен опрос преподавателей кафедры фонетики и английской филологии университета и исследование их голосовых связок. Педагоги читали лекции и преподавали студентам практический язык и произношение. Исследования проводились до перехода на удаленное обучение; во время пандемии и действующих ограничительных мер и после возвращения к очному формату занятий.
В процессе исследования ученые выполнили акустический анализ речевых сигналов, позволивший получить объективные физические параметры речи, в том числе частоту основного тона, длительность и громкость звучания и другие. После этого участники фокус-группы ответили на вопросы о психологическом и физическом состоянии после проведения ими онлайн-занятий.
Кроме того, был проведен клинический анализ голосовых связок обследуемых преподавателей, во время которого медики-фониатры проанализировали клиническую картину работы голосовых связок преподавателей методом видеостробоскопии.
Результаты анализа полученных данных свидетельствуют об ухудшении за время дистанционного обучения голосового аппарата преподавателей из-за увеличения их вокальной нагрузки.
Доцент кафедры фонетики и методики преподавания иностранных языков СПбГУ Карина Евграфова рассказала о полученных результатах:
«Данные практически всех участников показали ухудшение состояния голосового аппарата, а также субъективное ощущение увеличения голосовой нагрузки до 100%. Кроме того, мы наблюдали повышенный уровень стресса в сравнении с данными, полученными до пандемии. Эти характеристики связаны — психологический стресс отражается на работе голосовых связок, из-за чего человек начинает хрипеть или повышать голос. Это приводит к риску возникновения различных патологий вплоть до профнепригодности и необходимости оперативного вмешательства».
Ассистент кафедры тюркской филологии СПбГУ Наталья Соколова объяснила повышение нагрузки на голос отсутствием внешнего контакта. Поскольку преподаватель не видит студентов, мозг недополучает часть сигналов, которые при обычной коммуникации позволяют ему анализировать ход беседы и своевременно откликаться на изменение поведения собеседника, поэтому он вынужден по-новому строить общение, что и создает ситуацию стресса.
У некоторых из исследуемых преподавателей возникли опухоли, что, вероятно, стало следствием неправильного подхода к удаленному проведению занятий. Ученые настаивают, что при дистанционной работе необходимо правильно организованное рабочее место, обязательное ограничение времени непрерывной работы, а также выполнение голосовых упражнений.
Авторы исследования отмечают, что полученные ими выводы важны не только для преподавателей учебных заведений, но и для синхронных переводчиков и представителей бизнеса, ведущих онлайн-переговоры.