Богатые богатеют, но глава Сбербанка недоволен — его ограничивают

Алчущий Безликий и Тихиро. Цитата из м/ф «Унесённые призраками», Япония 2001 г
Алчущий Безликий и Тихиро. Цитата из м/ф «Унесённые призраками», Япония 2001 г

Прибыль Сбербанка России выросла на 11% — растет и прибыль его акционеров и будет расти дальше, заявил президент и председатель правления Сбербанка России Герман Греф в интервью, опубликованном 24 мая в газете «КоммерсантЪ».

Сообщается, что прибыль Сбербанка по итогам 2018 года выросла на 11%. В 2017 году акционеры банка имели чуть более 36% от чистой прибыли, в 2018 году — 43,5%.

«Если все будет нормально, а пока мы идем в соответствии с утвержденным стратегией бизнес-планом, то с 2020 года будем платить 50%»,  — сказал Греф.

В то же время глава Сбербанка выразил недовольство в отношении идеи Минэкономразвития запретить ряду организаций, к которым относится Сбербанк, покупать другие, более мелкие, финансовые организации.

«Если есть такое желание, надо ограничивать не компании, а государство. То есть продавать, приватизировать активы. Или не создавайте компании, или не лишайте их рыночной силы. С учетом того, что госкомпаний много, ограничивая их в развитии, вы ограничиваете развитие экономики»,  — сказал Греф.

Напомним, на сегодня доля государства в банковском секторе, по данным экспертов, уже приближается к 70%. 13 мая Минэкономразвмития опубликовало законопроект, который вводит в закон «О защите конкуренции» поправки.

Суть поправок — запретить государству, Банку России и компаниям, в которых более 50% акций или долей прямо или косвенно принадлежат государству или ЦБ, скупать доли в коммерческих организациях финансового сектора России.

Уточним, основной акционер Сбербанка — российский ЦБ с долей 52,33%.

Комментарий редакции

Мера Минэкономразвития как раз таки рыночная — ограничивающая монополию крупного капитала и дающая больше маневров для «свободной руки рынка». Так что недовольство Грефа связано не с ограничением «рыночной силы», а с ограничением его возможностей, так как именно его банк попадает под запрет скупать финансовые организации.

Другой вопрос, что «свободная рука рынка» — это такой принцип, перед которым благоговеет российская элита, но который сам по себе практически не способен организовать справедливую конкуренцию.

Более того, никогда в истории бурное экономическое развитие, которое требуется России сегодня и заявляется главой государства, не осуществлялось на основе полной либерализации экономики. Многие страны в условиях кризиса, в том числе и США, задействовали авторитарные государственные модели.