Лидерство Германии в Европе подобно «лисе во главе курятника» — эксперт NI
Критическое отношение к политике администрации Джо Байдена по вопросу взаимоотношений с Германией и смягчению позиции по «Северному потоку — 2» высказал колумнист Майкл Рубин 10 июня в журнале National Interest.
Майкл Рубин пишет, что, возможно, Байден и Блинкен, соглашаясь с Берлином, делают это из соображений изощренной дипломатии, предполагая, что Германия отстаивает те же ценности, что и Соединенные Штаты, но он называет это ошибкой.
«Проще говоря, Германия не является хорошим союзником, и ее руководство не разделяет того же либерального, демократического мировоззрения, что и Соединенные Штаты», — говорит он.
Колумнист напомнил, что в свое время, когда российский «Газпром» и европейские партнеры объявили о планах по строительству новых трубопроводов, по которым российский газ будет поступать в Европу, восемь членов Евросоюза и администрация Обамы были против этого.
По их мнению, это, во-первых, должно было сделать Европу более зависимой от российского газа, а во-вторых, Россия прекратила бы платить за транзит Украине, чем еще больше усугубила бы финансовый кризис Киева. Германское правительство тогда проявило твердость, а посол Германии в США Питер Виттиг заявил, что некоторые вещи европейцы должны решить сами, предполагая, что Германия является синонимом Европы.
Также против строительства трубопровода выступала и администрация Трампа, вводя санкции, «чтобы отбить как финансовую выгоду, которую получит Россия, так и готовность Германии обменять европейскую безопасность на немного более дешевый газ». Германия тогда яростно протестовала.
Однако, как считает Майкл Рубин, президент Джо Байден и госсекретарь Энтони Блинкен изменили курс и стремятся улучшить отношения с Берлином. Он напомнил, что в мае 2021 года Блинкен объявил об отмене санкций против компании, занимающейся строительством «Северного потока — 2», ее главного исполнительного директора Маттиаса Варнига и ее корпоративных сотрудников, хотя при этом Блинкен подтверждал неизменность позиции США.
«Блинкен объяснил логический диссонанс этого шага попыткой выполнить обещание президента восстановить отношения с нашими союзниками и партнерами в Европе», — иронизирует Рубин.
Как утверждает Рубин, «Байден и Блинкен теперь продвигают трубопроводы для талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и России, убивая тех, от кого Соединенные Штаты могли бы извлечь выгоду». Кроме того, автор считает, что если бы изменение климата действительно было самой большой угрозой для Америки, как утверждал Байден, то он усилил бы противодействие «Северному потоку — 2», а не дал зеленый свет его завершению.
Рубин упрекнул бывшего канцлера Германии Герхарда Шредера, занявшего после отставки пост в «Газпроме», в том, что он променял принципы на деньги, а немецкие элиты в «шредеризации».
Колумнист также уверен, что активность российских шпионов сейчас так же высока, как и во время холодной войны, поскольку Кремль стремится проникнуть в немецкий политический класс.
Он пишет, что Маттиас Варниг, генеральный директор «Северного потока — 2», против которого Блинкен отказался от санкций, был бывшим восточногерманским офицером Штази (министерство госбезопасности ГДР), и с тех пор остается старейшим немецким другом Путина.
«Байден и Блинкен пролили крокодиловы слезы по заключенному в тюрьму российскому диссиденту Алексею Навальному, но они игнорируют, что одна из причин, по которой Путин так зол на Навального, заключается в том, что он дал знать об отношениях Путина с генеральным директором „Северного потока — 2“», — заявляет Рубин.
Майкл Рубин утверждает также, что «Северный поток — 2» не является просто разовой экономической сделкой между Москвой и Берлином, которые сейчас сотрудничают по водородному проекту.
Он напомнил, что Германия является плохим союзником и по другим причинам. Так, Германия по-прежнему не выполняет свое обязательство в отношении НАТО тратить 2% своего ВВП на оборону. Также Германия все чаще позволяет Китаю использовать порт Мукран, базу операций по строительству «Северного потока — 2», в качестве ключевого компонента своего проекта «Один пояс — один путь».
Как предполагает Рубин, Байден хочет передать вопросы европейской безопасности Берлину, чтобы позволить Белому дому сосредоточиться на Китае и других вопросах безопасности, таких как растущая киберугроза. Однако, по его словам, США должны быть в состоянии решать две проблемы одновременно, «тем более что и Россия, и Китай представляют собой схожий вызов: фундаментальный вызов либеральному порядку после Второй мировой войны».
Однако реальность такова, считает колумнист, что даже если бы логика Байдена и Блинкена была здравой, Германия «не та страна, которой можно доверить охрану крепостных валов в защите от угроз свободе».
«Байден и Блинкен правы в том, что Соединенные Штаты должны противостоять растущей угрозе Китая, но доверие Берлину или уступка ему лидерства по существу ставит лису во главе курятника. Пришло время признать, что Германия не является надежным союзником, на которого можно положиться», — заявляет Майкл Рубин.