Макрон и Лавров посетили Африку почти одновременно
Два одновременных визита в Западную и Восточную Африку соответственно совершили президент Франции Эммануэль Макрон и министр иностранных дел России Сергей Лавров, 31 июля сообщает Мaliweb.
Макрон не постеснялся обвинить Москву из Камеруна в манипулировании мировым продовольственным кризисом из-за спецоперации на Украине.
Семнадцать африканских стран воздержались при голосовании за резолюцию ООН, осуждающую российскую спецоперацию на Украине, а девять стран того же континента предпочли не участвовать в заседании.
Визит Лаврова в Африку направлен на то, чтобы убедить посещаемые страны в том, что касается поставок продовольствия. Каждая из двух стран, Франция и Россия, попыталась заставить другую взять на себя ответственность за мировой продовольственный кризис, первыми жертвами которого станут африканские страны.
Макрон предпринял в период с 25 по 28 июля тур по Западной Африке, в ходе которого он посетил Камерун, Бенин и Экваториальную Гвинею, все бывшие французские колонии, в то время, когда влияние его страны переживает регресс во многих африканских странах, в условиях конкуренции со стороны ряда других государств, в частности, России и Китая.
Лавров, со своей стороны, на два дня опередил Макрона на черном континенте и завершил свой тур 27 июля после посещения Египта, Уганды, Конго, Браззавиля и Эфиопии, всех стран, расположенных на востоке континента, за исключением Конго. Браззавиль расположен на западе и ранее подвергался влиянию французского колониализма.
Макрон поспешил обвинить Москву из Камеруна в манипулировании глобальным продовольственным кризисом, отрицая утверждения Москвы о том, что в этом кризисе виноваты наложенные на Россию западные санкции.
В противоположном лагере Лавров из Уганды подчеркнул, что «Россия не несет ответственности за энергетический и продовольственный кризис», вызванный ее военной спецоперацией на Украине, начатой 24 февраля.
Обмен обвинениями между французами и русскими на западе и востоке континента по поводу ответственности за рост цен на пшеницу и продовольствие в мировом масштабе отражает стремление каждой из двух стран мобилизовать наибольшее количество африканских союзников.
Действительно, Россия хочет вернуть африканский континент через дверь безопасности и военного сотрудничества, что является навязчивой идеей для африканских стран, в то время как Франция работает над укреплением влияния в своих бывших колониях после его утраты, в Мали и Центральноафриканской Республике.
Кроме того, спецоперация на Украине привела к повышению цен на сырую нефть и удобрения, что усугубило положение некоторых африканских стран с нестабильной экономикой, в частности тех, которые импортируют продовольствие из России и США.
Тот факт, что Россия обладает значительными мощностями по экспорту нефти, газа, удобрений и пшеницы, вызвал во Франции опасения, что Москва будет использовать эти возможности в качестве «оружия» для навязывания своего влияния и своей власти на черном континенте и привлечения африканских стран в свои ряды.
Напомним, 17 африканских стран воздержались при голосовании за резолюцию ООН, осуждающую российскую спецоперацию на Украине, а еще девять стран предпочли не участвовать в голосовании. Только одна африканская страна из 54 проголосовала против этой резолюции. Это Эритрея.
Таким образом, почти половина стран Африканского континента осудила российское вторжение, а другая половина избрала позицию, более близкую к Москве, чем Западу, что отражает резкий раскол позиций между африканскими странами и регресс французского влияния на континенте.
Эта ситуация объясняет жесткую конкуренцию между Францией и Россией за привлечение благосклонности и поддержки африканских стран в ожидании очередных дипломатических баталий.
Франция опасается, что тяжелое поражение, понесенное без боя против России в Мали и Центральноафриканской Республике, распространится на центр и запад черного континента.
Именно по этой причине первое африканское турне Макрона после его переизбрания на второй срок привело его на запад континента, в частности, в Камерун и Гвинею-Бисау, две страны, которые предпочли не участвовать в голосовании за осуждение российской спецоперции на Украине, в то время как Бенин занял позицию Франции, хотя эта страна импортирует 100% своей пшеницы из России.
Макрон хочет посредством своего визита в Западную Африку заверить эти страны в том, что вывод войск Парижа из Мали после того, как ему не удалось уничтожить террористические группы, несмотря на десятилетнее присутствие, не означает его отказа от безопасности государств в регионе.
Напомним, вооруженные группировки, такие как «Боко Харам»(организация, деятельность которой запрещена в РФ) и «Аль-Каида»(организация, деятельность которой запрещена в РФ), продвигаются в сторону запада континента, в частности, в сторону Камеруна и в последнее время Бенина.
Макрон не хочет, чтобы его решение положить конец операции «Бархан» и вывод своих войск из Мали в конце этого лета беспокоило государства региона, которые были бы более склонны броситься в объятия России и ее военизированных формирований группы «Вагнер», как это произошло в Мали, а ранее в ЦАР.
Макрон принес с собой продовольственную инициативу для африканцев, чтобы противостоять заманчивым российским предложениям. Президент Франции предложил помощь африканскому аграрному сектору, установление взаимовыгодного партнерства с Европой, позволив африканским регионам иметь свой продовольственный суверенитет.
Еще одним оружием русских против Франции считают колониальное прошлое в Африке, на которое ссылается Москва, чтобы побудить и подтолкнуть африканцев к избавлению от французской и западной гегемонии, представив себя в качестве альтернативы.
Макрон прекрасно понимает эту реальность, тем более, что собрание камерунских политических партий обратилось с просьбой, когда он приехал в их страну, признать преступления французской колонизации. Однако у Макрона не хватило смелости признать их, и он ограничился открытием архивов эпохи колонизации в Камеруне.
Между тем визит Лаврова в Африку произошел после подписания Россией, Украиной и Турцией в Стамбуле «Соглашения о безопасной транспортировке зерна и продуктов питания из украинских портов» под эгидой президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.
Тем самым Россия посылает сигнал африканцам и принимает во внимание их продовольственную безопасность, добавляя, что не несет ответственности за мировой продовольственный кризис.
Следует отметить, что Египет, Эфиопия и Уганда являются одними из самых густонаселенных стран Восточной Африки, и их продовольственная безопасность так или иначе пострадала из-за роста цен на пшеницу и удобрения.
Египет — одна из стран, проголосовавших за осуждение российских действий на Украине, но факт остается фактом — он воздержался от голосования против России на предмет ее сохранения или отсутствия в Совете по правам человека.
Несмотря на это, Россия считает Египет одним из своих основных стратегических партнеров, в частности, в плане экспорта вооружений и пшеницы, а также размещения у себя штаб-квартиры Лиги арабских государств, откуда Лавров выступил с речью.
То же самое касается Эфиопии, в которой находится штаб-квартира Африканского союза (АС) и которая является второй по численности населения африканской страной после Нигерии.
Что касается Уганды, одной из стран Восточной Африки с одной из самых высоких плотностей по численности населения, половина ее импорта зерновых приходится на Россию и Украину, и она является одной из стран, воздержавшихся при голосовании за резолюцию, осуждающую русское вторжение.
Что касается Конго Браззавиль, то это одна из редких франкоязычных стран Западной Африки, которая воздержалась при голосовании за осуждение России, и именно поэтому визит Лаврова приобретает особый символизм.
Визит Лаврова в эти четыре страны призван успокоить эти страны в отношении поставок продовольствия, но, в свою очередь, представляет угрозу для стран, занимающих неблагоприятную для России позицию.
По оценкам экспертов, обострение мирового продовольственного кризиса вызовет распространение голода, в частности, в Африке, что отразится на социальной ситуации и ситуации с безопасностью в странах черного континента в случае возникновения беспорядков, что может ускорить крах режимов и стран, особенно с возрождением российско-французского конфликта в Африке.