The National Interest: Трамп отказывается от доктрины Картера

Изображение: picsa.tm
Дональд Трамп
Дональд Трамп

Отказ от доктрины Картера, предполагающей присутствие США на Ближнем Востоке как основополагающего элемента стратегии национальной безопасности, был представлен 10 января Nikolas K. Gvosdev, редактором журнала Тhe National Interest.

Энергетическая зависимость Соединенных Штатов и их ключевых европейских и восточноазиатских союзников от ближневосточной энергетики обеспечивала стратегическое обоснование американского участия в регионе. Теперь, похоже, при Дональде Трампе это меняется.

В семидесятые годы прошлого века президент США Джимми Картер взял на себя обязательство гарантировать свободный поток энергоресурсов из региона Персидского залива в остальной мир. «Пусть наша позиция будет абсолютно ясной: попытка любой внешней силы установить контроль над регионом Персидского залива будет расценена как посягательство на жизненно важные интересы Соединенных Штатов Америки», — заявил тогда Картер.

Его преемник на посту президента, Рональд Рейган в октябре 1981 года опубликовал «следствие» так называемой Доктрины Картера, в соответствии с которой гарантия стабильности правительств стран региона, а также их военная защита от внешней агрессии стали отвечать интересам национальной безопасности Соединенных Штатов.

Зависимость Соединенных Штатов и их ключевых союзников от ближневосточной нефти и газа обеспечивала стратегическое обоснование американского участия в регионе.

С наступлением президентства Трампа произошли глобальные изменения. «За последние три года под моим руководством наша экономика стала сильнее, чем когда-либо прежде, и Америка добилась энергетической независимости… Сейчас мы являемся крупнейшим производителем нефти и природного газа в мире. Мы независимы и не нуждаемся в ближневосточной нефти», — заявил Трамп.

Это звучит как отказ от доктрины Картера. И, по-видимому, предполагает, что экономический сдвиг приведет к изменению порядка стратегических приоритетов США.

Напомним, Трамп стремится переложить традиционные расходы США по поддержанию «мира и безопасности» на плечи стран Европы и НАТО. В случае отказа от доктрины Картера это будет означать, что обеспечивать безопасность в ближневосточном регионе должны будут союзники США по НАТО.