Кургинян: душа человека воет от бессмыслия, человечество ждет смысла жизни
Существование без смысла — фундаментальная проблема современного мира, рассказал 13 ноября театральный режиссер, лидер движения «Суть Времени» Сергей Кургинян в эфире передачи «Вечер с Владимиром Соловьёвым» на канале «Россия 1».
«Казалось, что люди по-нормальному будут существовать себе и существуют — каждый по-своему», утешая себя микросмыслами. Но бессмыслие постепенно накапливается и начинает «душить» человека непонятным способом: опустошать и трансформировать. «А потом возникает какой-то такой вой этой души, которая говорит: „А я так не могу“», — прокомментировал Кургинян.
Состояние «нетойности» — ощущение человеком «чего-то не того», когда мир замкнут и «совсем ограничен существованием как таковым». Человек, объяснил режиссер, хочет выйти за рамки бессмыслия, но в современном мире нигде, кроме религии, нет «предложений по этому поводу».
Движение к богу — ответ религиозной части мира на вопрос о смысле существования человека. Надежда на коммунизм долгое время вдохновляла другую часть мира, которая не была встроена в конфессии. Эта светская часть видела в коммунизме «надежду на какую-то альтернативу», разъяснил эксперт.
Первая мировая война стала закатом европейского проекта Модерн, который обеспечивал развитие многие века. Оказалось, что «западная модель» перестала поддерживать гуманистическое развитие человека и произошел «срыв в бессмысленную мировую войну».
Читайте также: Машина зла
«И если бы не приход коммунистов на Востоке, то это бессмыслие — оно бы дало страшные результаты, они бы полезли изо всех щелей еще более мощно, чем они полезли при Гитлере», — подчеркнул Кургинян.
Если смысл не вернется к человечеству, отметил политолог, мир станет безумен. Безумный мир станет похожим на бульон, из которого «рождаются пузыри <…>. И рано или поздно вырастет большой пузырь».
Читайте также: Апатия
Отметим, крупный австрийский психиатр и психолог Виктор Франкл (1905–1997) изучал проблему пустоты, которую начинали чувствовать многие люди во второй половине двадцатого века. Внутреннюю пустоту своих пациентов Франкл связывал с потерей смысла жизни. Человека, потерявшего смысл жизни, как описывал психолог, охватывала апатия и уныние.