Как Никсон 50 лет назад приказал журналиста убить

Поль Сезанн. Убийство. 1870
Поль Сезанн. Убийство. 1870

Исполнилось 50 лет приказу президента США Ричарда Никсона, который он отдал директору ФБР Эдгару Гуверу, дискредитировать и убить журналиста Джека Андерсона, ставшего на тот момент самым известным автором журналистских расследований в США, 25 марта сообщает Stars&Stripes.

Став президентом, Никсон отдал незаконный приказ начать прослушивание и слежку за репортерами, критиковавшими его администрацию, и поручил директору ФБР Эдгару Гуверу сфабриковать на них досье. Помощники Никсона даже составили «список врагов», включив в него журналистов, которые должны были стать мишенью для тайных операций спецслужб.

Следуя вводной Никсона, которая звучала как «мы должны что-то сделать с этим сукиным сыном», окружение президента вначале пыталось скомпрометировать и дискредитировать журналиста. В редакцию, где работал Андерсен, был внедрен агент, но его быстро разоблачили и уволили.

Тогда высокопоставленный советник Белого дома попытался дискредитировать Андерсона, предоставив ему заведомо фейковые документы, но журналист не поддался и на эту уловку.

Не добившись успеха, ЦРУ принялось прослушивать и следить за Андерсоном, но и эти мероприятия оказались каким-то образом вскрыты, а сам Андерсон едко высмеивал их в своей авторской колонке.

Дошло до того, что президент Никсон приказал своим сотрудникам распустить слух о нетрадиционной ориентации Андерсона (в США тогда это еще не считалось достоинством). Однако ярлык гомосексуальности не приклеился в общественном сознании к мормону и отцу девяти детей.

«Наконец, в марте 1972 года Белый дом обратился к единственному способу заставить Андерсона замолчать навсегда: убийству», — пишет Stars&Stripes. После встречи с президентом Никсоном специальный советник Белого дома Чарльз Колсон связался со своим главным оперативником в Белом доме Говардом Хантом. «Андерсон стал большой занозой в боку президента», — сказал Колсон. Согласно более поздним показаниям Ханта в Сенате, Белый дом решил к тому моменту «остановить Андерсона любой ценой».

Вначале Колсон предложил убить журналиста, пропитав руль его автомобиля концентрированным раствором галлюциногенного наркотика ЛСД, который стал бы всасываться через ладони и должен был привести к автокатастрофе.

В поисках исполнителя Хант обратился к агенту Гордону Лидди, который, как выразился Хант, «вечно вызывался убивать людей». 24 марта 1972 года Хант и Лидди встретились с экспертом ЦРУ по ядам и токсинам Эдвардом Ганном. Последний обратил их внимание на то, что за руль автомобиля может сесть жена или кто-то из старших детей Андерсона.

«Уж лучше старый-добрый способ — подкинуть парню таблетку в коктейль», — предложил Ганн. Однако на это уже Хант заметил, что, будучи мормоном, Андерсон оставался убежденным трезвенником.

Тогда настала очередь Лидди, он предложил способ, названный в статье Stars&Stripes «Аспириновая рулетка», суть которого заключалась в том, чтобы пробраться в дом журналиста и подбросить ему в банку с безобидными таблетками одну отравленную.

Опытный оперативник Хант заметил, что этот безупречный с точки зрения последующего расследования способ является крайне непрактичным с точки зрения исполнения, которое подразумевало «тайно проникнуть в дом, полный людей, перевернуть все лекарства в поисках подходящей банки с таблетками, которые принимает один лишь Андерсон». А потом еще и ждать, быть может, несколько месяцев.

В конце концов Ганн предложил просто протаранить машину Андерсона автобусом или тяжелым грузовиком и даже порекомендовал конкретное место в Вашингтоне, уже «печально известное к тому времени как место автомобильных аварий со смертельным исходом», говорится в статье.

Для реализации этого плана требовалось бы дополнительно привлечь опытного водителя, и тогда «энтузиаст убийств» Лидди предложил просто зарезать журналиста на улице, обставив это как обычное ограбление.

Главный оперативник администрации президента Говард Хант проинформировал своего заказчика в Белом доме Чарльза Колсона о выбранных вариантах, но спустя несколько дней поступил приказ на отмену убийства. А спустя еще несколько недель Хант и Лидди были арестованы в рамках Уотергейтского скандала.

Заговор с целью убийства журналиста Андерсона был расследован и доказан сенатским комитетом, Лидди и Хант признали свое участие в заговоре. Колсон отказался признать свою вину, однако все трое отправились в тюрьму за преступления, связанные с Уотергейтом.