В Японии недовольны интернет-рекламой о непривлекательности своего тела
Рекламный ход, получивший распространение в Японии, и обыгрывающий физическое несовершенство одного из партнеров в паре, вызывает растущее недовольство японцев, сообщает 12 июля Майнити симбун.
Множащиеся ролики в стиле манги, где девушка или женщина высмеивает недостатки внешности своего партнера, объясняя, почему она изменила ему, или не будет продолжать с ним отношения, вызывают раздражение все большего числа людей.
— Твой двойной подбородок и толстый живот — это так отвратительно.
— Как такой прыщавый человек, как ты, может завести себе подружку, а?
Это всего лишь две строки из серии онлайн-объявлений в стиле манги о добавках, лосьонах и других косметических средствах, которые должны спасти главного героя от насмешек со стороны их романтических визави или людей их социального круга. Персонажи этих рекламных роликов унижаются окружающими и стыдятся своего телосложения или внешнего вида.
Многие люди писали в Twitter, чтобы выразить свой дискомфорт от такого типа маркетинга, а 20-летняя студентка Университета Искусств Акита по имени Аой Мурата пошла в своем возмущении дальше, запустив чрезвычайно популярную онлайн-петицию против позорной рекламы на сайте change.org в конце апреля.
По данным японской организации Advertising Review Organization, в период с февраля по май этого года она получала 60-90 жалоб на видеорекламу в целом. Но цифры за тот же период прошлого года колебались где-то между тремя и пятнадцатью. И хотя некоторые телевизионные рекламные объявления также продвигают продукты, питающиеся неуверенностью людей, онлайн-видеореклама примечательна тем, что она чрезмерно подчеркивает физические недостатки главного героя и решительно провозглашает его «непривлекательность».
Мурата, которая учится на третьем курсе университета, говорит, что объявления изображают физические и другие особенности людей «как что-то плохое. (Реклама) смотрит на некоторых лиц свысока, а также унижает их». Она указала, что есть «много людей, включая меня, которые страдают каждый раз, когда мы это видим», и многие люди, похоже, согласны с ней. Ее петиция уже собрала более 30 000 подписей.
Как и многие другие, Мурата перестала выходить из дома с прошлой весны, поскольку людей попросили остаться дома в качестве меры против распространения коронавируса. Она начала смотреть больше видео на YouTube, и соответственно — больше рекламы. Мурата недолюбливала подобное еще до пандемии, но недавно обнаружила в Твиттере, что ее друзья также считают рекламу тревожной. Она подумала: «Если есть люди, которым причиняют эмоциональную боль, мне нужно возвысить свой голос».
Мурата не намерена отказываться от всех продуктов, продвигаемых в качестве решения проблем неуверенности людей. Единственная что ее возмущает, — это метод подачи. «Я не думаю, что правильно показывать человека, которого отвергают из-за волос на теле. Независимо от того, есть у вас волосы или нет, у человека есть право на индивидуальный выбор», — объяснила она.
Как только она соберет достаточное количество подписей, Мурата отправит петицию в YouTube, Google, а также три компании, работающие с сомнительными рекламными роликами, включая фирму по продаже пищевых добавок. Она говорит, что также рассматривает возможность проведения мероприятий и принятия других мер по повышению осведомленности общества об этой проблеме.
В своем ответе по электронной почте на запрос прокомментировать унизительную рекламу компания Google признала, что реклама, нарушающая политику компании, появилась в интернете. Гигант инфобизнеса отвечает, что он ввел новый протокол удаления и уже снял тысячи объявлений. Представитель компании заявил, что Google продолжит укреплять свои протоколы и прилагать усилия для удаления неуместной рекламы со своих платформ.
Тохко Танака, профессор медиакультуры в женском университете Оцума и эксперт по изображениям, используемым в рекламе и средствах массовой информации, пояснила в интервью The Mainichi Shimbun: «распространяются ценности, которые не позволяют людям позитивно думать о своем теле или своей внешности. Такая реклама может не задеть взрослых, которые обладают способностями выносить собственные суждения, но эти идеи могут укорениться в детях и молодежи, и они вредны».
Танака также коснулась обычных сюжетных линий реклам, таких как девушка, говорящая: «меня бросил мой парень, потому что я была толстой», и указала, что это «чрезмерно упрощенное сообщение, основанное на гетеронормативных концепциях романтики, в которых люди оцениваются исключительно по их физической привлекательности для противоположного пола. Кроме того это экстремальная маркетинговая стратегия, которая использует страх, чтобы заставить людей покупать вещи».
Она добавила: «в идеале для создателей рекламы важно иметь широкую перспективу и думать о том, могут ли их рекламные ролики сделать целевую аудиторию счастливой. В последние годы набирает силу стремление женщин позитивно относиться к своему телу, и я хотела бы, чтобы сценаристы придумали выражения, соответствующие времени».
Кроме того, Танака говорит, что в отличие от рекламы, появляющейся на телевидении или в газетах, онлайн-объявления создаются большими партиями, и их содержание не изучается. «Сама система, которая позволяет делать, распространять и смотреть вредную рекламу молодым людям, должна быть пересмотрена», — пояснила она.
Интересно, что найдя действительную болевую точку, развиваемую и эксплуатируемую капитализмом, японцы идут не по национальному традиционному пути, а встраиваются в кильватер западной культуры и следуют современным «общечеловеческим трендам». Вместо того чтобы сказать, что у человека кроме внешности есть еще богатый внутренний мир, который необходимо ценить и видеть за внешностью подлинную сущность человека, мы слышим из японских уст заклинания о том, что волосы на теле — это свобода выбора человека, и мантры о «гендерных стереотипах».