ОАО РЖД запросило свободу от государственного регулирования тарифов

Изображение: Антон Привальский © ИА Красная Весна
Электрички
Электрички

ОАО РЖД подготовило проект развития до 2025 года, сообщили журналисты газеты «Коммерсантъ» 10 октября на сайте издания.

По данным издательства, которые подтверждены источниками внутри госмонополии, новый проект предусматривает дальнейшее повышение тарифов на перевозки без повышения выплат в бюджет страны. В проекте называются цифры долгосрочного повышения тарифов на суммарном уровне 6%. Причем этот уровень РЖД требует гарантировать со стороны правительства. В свою очередь, ОАО РЖД обещает не просить в будущем бюджетных вливаний.

Кроме того, госмонополия требует от государства право самостоятельно предоставлять значительные скидки своим базовым грузоперевозчикам. Так скидка нефтяникам может достигать размера 50%.

Все это, по мнению авторов проекта, должно привести к стремительному росту экономических показателей деятельности РЖД. В проекте озвучены следующие цифры: рост выручки в 1,8 раз, а прибыли от 28 до 40 раз. При этом выплата дополнительно полученных доходов запланирована только держателям привилегированных акций, доля которых составляет 0,002% от общего числа акций.

Издательство приводит комментарии экспертов, согласно которым названные планы по повышению объема перевозок и, соответственно, роста прибыли не отвечают реалиям рынка. Кроме того, по мнению экспертов, объявленный рост суммарных тарифов на 6% в действительности приведет их к повышению на 8%.

В качестве прогноза судьбы проекта эксперты видят его возвращение обратно в ОАО РЖД с требованием доработок.

Напоминаем, что ОАО «Российские железные дороги» — крупная государственная монополия. Она владеет практически всей инфраструктурой железнодорожных перевозок в РФ и подвижным составом. Основным учредителем и единственным владельцем ОАО РЖД является Правительство РФ.

Комментарий редакции

С учетом того, что на долю ОАО РЖД приходится до 45% всего объема грузоперевозок в стране и более четверти пассажирских перевозок, предоставление госмонополии права самостоятельно реализовывать тарифную политику может привести к непредсказуемому результату. С учетом таких огромных территорий, какие есть в России, и недоступности для большинства населения других видов транспорта, сохранение приемлемых цен на пассажирские и грузовые перевозки является социально значимой задачей государства.

Поэтому попытка монополиста в области перевозок получить от государства даже некоторую автономию в области ценообразования выглядит потенциально опасной. Хотя полностью согласуется с реализуемой в России концепцией перевода всех областей социальной ответственности государства перед населением страны из зоны обязательств в область услуг с последующей коммерциализацией этой области.