Как российско-украинский кризис отразился на ценах на бензин в Уганде
Цены на бензин и дизельное топливо на автозаправках Уганды не спешат возвращаться к нормальному уровню после окончания кризиса из-за забастовки водителей грузовиков. Местные игроки топливного рынка связывают это с глобальной политическо-экономической турбулентностью, включая «российско-украинский тупик», 6 февраля сообщает информационное агентство Уганды Daily Monitor.
Три недели назад в Уганде произошел беспрецедентный рост цен на топливо, причиной которого стала забастовка водителей грузовиков, протестующих против обязательного тестирования на COVID-19 на границе Уганды и Кении. Грузовики заблокировали границу, что привело к прекращению поставок топлива в Уганду и двукратному росту цен на автозаправках страны.
Несмотря на то, что власти страны отменили тестирование водителей и перебои с поставками были ликвидированы, полного возврата к докризисным ценам на топливо не произошло. Цены на бензин и дизтопливо в настоящее время в среднем на 12,4% выше, чем были в начале января.
Заинтересованные стороны в топливном секторе выступают с противоречивыми заявлениями о причинах сохраняющихся высоких цен на топливо.
В то время как Министерство энергетики и природных ресурсов заявляет, что сохраняющиеся высокие цены обусловлены продолжающимися последствиями проблем на границах, и скоро снизятся, ряд розничных дистрибьюторов утверждают, что цены могут остаться на текущем уровне надолго или даже снова взлететь.
Представитель компании по маркетингу нефти и газа Stabex Гилберт Отим сообщил Daily Monitor, что текущие цены обусловлены глобальным ростом цен на сырую нефть, увеличением транспортных расходов, а также общей ситуацией в мировой политике.
«Высокие цены вызваны совокупностью причин. В США цены достигли небывало высокого уровня в прошлом году. Мировая политика, отражающаяся на крупных производителях нефти, в частности, такие ситуации как российско-украинский тупик, санкции в отношении Ирана и эпизоды нестабильности в ОАЭ, также повлияли на поток нефтепродуктов» — сказал Отим, и отметил, что опасается худшего впереди.
Две недели назад сообщалось, что цена на сырую нефть достигла рекордно высокого уровня с 2014 года, когда цена барреля составила 100 долларов. Представители ОПЕК встретились 2 февраля, чтобы обсудить надвигающийся кризис. Повышение цен на топливо является верной предпосылкой повышения цен на товары общего пользования и услуги, такие как транспорт, и, следовательно, снижения уровня жизни.
Члены парламента Уганды заявили, что пограничный кризис сам по себе не является причиной сохраняющихся высоких цен, а топливные компании просто воспользовались ситуацией.
В докладе парламентского комитета по торговле, туризму и промышленности о топливном кризисе указывается, что топлива, полученного в прошлом месяце, достаточно для того, чтобы цены вернулись к норме. Статистика показывает, что Налоговое управление Уганды (URA) регистрировало импорт в среднем 126 бензовозов в день, что больше среднего показателя декабря и предыдущих месяцев.
«Эти статистические данные показывают, что топливо действительно поступает в страну, но некоторые компании-импортеры топлива и заправочные станции пользуются сложившейся ситуацией, чтобы накапливать и продавать топливо дорого», — говорится в отчете.
В документе также показано, что 12 компаний-импортеров ввезли более 100 миллионов литров топлива за 22 дня января. Уганда потребляет 6,5 миллиона литров в день. Компании по сбыту нефтепродуктов также обязаны хранить 10-дневный оперативный запас в соответствии с требованиями Закона о поставках нефти 2003 года.