Кургинян указал, кто может спасти Россию от катастрофы

Кристиан Крог. Борьба за выживание (фрагмент). 1889
Кристиан Крог. Борьба за выживание (фрагмент). 1889

В критических ситуациях страну может спасти только политик, сочетающий в себе великую мечту с цепким и прагматическим взглядом на реальность. Об этом 9 июля заявил лидер движения «Суть времени», политолог Сергей Кургинян в передаче «Смысл игры», опубликованной на YouTube-канале движения.

Обсуждая, каким образом страны выходили из практически безнадежного положения и добивались невозможного, Кургинян обратил внимание на популярное в России изречение «политика — это искусство возможного». Он напомнил, что впервые это сказал Отто Бисмарк.

«И всё правильно, политик — это действительно человек, который видит реальность во всей ее беспощадной несомненности, что-то в ней угадывает, а что-то вычисляет, задействует только ресурсы этой реальности, отбрасывает все химеры, движется только в направлении реализуемых целей, если надо — мобилизует все свои ресурсы и атакует, и добивается победы.

Если он не может так действовать, он входит в соответствующие компромиссы, далее вместе с кем-то, уступив в чем-то, тем не менее, добивается победы. И, наконец, если он видит, что добиться победы невозможно, он отступает и выжидает. Это политик», — отметил политолог.

Однако, считает Кургинян, одного этого слагаемого недостаточно для того, чтобы спасти страну от катастрофы, побудить народ сделать нечто, критически нужное для его дальнейшего существования, но современникам и реалистам представляющееся невозможным.

Политолог напомнил, что сам Бисмарк, утверждая, что «политика — это учение о возможном», совершил объединение Германии — то, что реалистичным немецким политикам того времени представлялось фантастической химерой.

«Бисмарк показал, что те люди, которые говорили, что все это химеры, были неправы. Но почему он сумел это доказать? Потому ли, что он очень понимал реальность, или потому, что он угадывал, что в каких-то сокровенных глубинах немецкого народа, которые ему были доступны, а другим — нет, таятся какие-то совершенно другие силы, которые приведут к объединению Германии, и что нужно в это верить?» — задается вопросом Кургинян.

Он подчеркнул, что политики, действующие исходя из голой рациональности, какими бы умными, эффективными и талантливыми они ни были, всегда проиграют политику, умеющему деятельно мечтать.

«Когда Тютчев говорит: „В Россию можно только верить“, — то о чем речь идет? Не об этом ли постижении каких-то сокрытых неявных ресурсов, которые рациональному взгляду собственно такого politician недоступны? И тогда, не угадывая, что есть эти скрытые возможности, он действует абсолютно талантливо, умно и продуктивно — и проваливается, а кто-то другой, кого называют утопистом и бог знает как еще, почему-то выигрывает», — отмечает политолог.

Кургинян подчеркнул, что ни в политике, ни в истории «все не может сводиться к категории возможного». «Как иначе появляется невозможное?» — спрашивает философ и политолог. По его мнению, когда Александр Блок писал, что «невозможное возможно», он мог спорить с Бисмарком.

По мнению Кургиняна, в истории возникают моменты, когда невозможное становится возможным и требуются политики, способные увидеть скрытые ресурсы в своем народе.

Напомним, Кургинян обсуждает выход стран из критических положений, исходя из убеждения, что Россия, находясь в столь враждебном окружении и потеряв мощь СССР, не сможет выжить только благодаря «политике возможного».