Экономисты предсказали новую волну глобального кризиса

Изображение: Юлия Комбакова © ИА Красная Весна
МВФ
МВФ
МВФ

Новый виток макроэкономического кризиса захлестнет мир в 2025–2026 годах, сообщает доклад Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Тезисы этого доклада ЦМАКП 10 мая опубликованы изданием «Известия».

Авторы доклада полагают, что монетарное стимулирование, которое, по их мнению, в настоящее время является доминирующим средством «разгона» рынков, со временем приведет к рыночному «перегреву».

В свою очередь «перегрев» рынков, по мнению экспертов, непременно потребует «охлаждения», что возможно только в условиях «очередного» циклического спада. Который, как считают докладчики, в «развитых» странах может начаться раньше, чем в остальном мире.

Эксперты ЦМАКП развитие глобальной экономики ставят в прямую зависимость от сроков завершения пандемии.

Так, если пандемия завершится к середине 2021 года, то, по мнению авторов доклада, это повлечет темпы роста мирового ВВП на уровне 4% в год и увеличение цены на нефть до $82–85 за баррель к 2030 году. Такой сценарий эксперты называют базовым.

Другой путь, «консервативный» или сценарий «структурного кризиса», допускает затягивание пандемии до середины 2022-го. В таком случае темпы увеличения мирового ВВП останутся на уровне 2–3% в год, и экономика перейдет к низким ценам на нефть в $50–55 за баррель в первой половине десятилетия с подъемом до $65 к 2030-му.

Оба варианта прогноза на ближайшие десть лет, по мнению экономистов ЦМАКП, приведут к «циклическому» спаду, который ожидается в 2025-26 годах.

В «базовом» сценарии падение экономики станет следствием перегрева рынков на фоне монетарного стимулирования.

В «консервативном» сценарии (или сценарии «структурного кризиса») такой спад станет закономерным продолжением долгового кризиса. Который из-за долгой пандемии ожидается в первую очередь в странах Южной Европы и Турции.

Таким образом, эксперты прогнозируют в 2025 году системное снижение темпов прироста мирового ВВП до уровня 1–2%.

Вероятные сценарии развития экономики России

Эксперты отмечают сырьевую направленность российской экономики и в связи с этим прогнозируют сдержанный рост российского ВВП на уровне 1,5–2% ежегодно в течение ближайшего десятилетия.

В кризис же, полагают эксперты, темпы роста ВВП России и вовсе придут к нулевым значениям.

Эксперты называют главными задачами будущего России борьбу с бедностью, повышение уровней занятости и благосостояния населения, а также повышение производительности труда. С учетом этих задач специалисты предсказывают три вероятных сценария для России до 2030 года:

1. Новую индустриализацию,

2. Социальный разворот,

3. Стабилизацию.

1. «Новая индустриализация» предполагает «базовый» сценарий экономического роста, который создаст условия для активного стимулирования инвестиций, технологического обновления производств и роста производительности труда. Такая «индустриализация», считают эксперты, увеличит зарплаты и потребление. Экономисты рассчитывают, что главную роль в таком пути сыграет частный бизнес, которому непременно должно помочь государство.

2. Под «социальным разворотом» в России ЦМАКП подразумевает развитие за счет увеличения зарплат в бюджетной сфере, МРОТ и пенсий. Такой путь, считают эксперты, может оказаться благоприятным как для населения, так и для потребительского спроса. Недостатком же такого пути эксперты считают закономерное «давление на доходы компаний», которое должно повлечь торможение модернизации производства и чрезмерное расширение импорта.

3. В варианте «стабилизации» эксперты усматривают ограниченную реакцию на мировой экономический кризис. Такая реакция, по мнению экспертов ЦМАКП, характерна минимумом сознательных стимулов к росту и перераспределением торгового баланса в сторону импортозамещения, которое станет «единственным содержательным приоритетом России».

Авторы прогноза не исключают корректировку прогноза такими значимыми факторами, как возможные «утрата социальной стабильности в стране из-за смены поколений, резкий рост реальной безработицы и риск военных конфликтов».