Власти РФ обвинили в отходе от антисоветского подхода к толкованию войны
В трактовке событий Великой Отечественной войны и предвоенного периода российские власти «вдохновляются» советскими учебниками истории. Такое мнение высказал журналист Константин Коноплянко 21 июня на страницах «Новой газеты».
По его мнению, в годы перестройки и 90-е годы XX века в толковании событий Второй мировой войны преобладал «антисоветский и антисталинский нарратив». Однако с 2005 года появилась тенденция на преодоление этого нарратива.
Российская власть частично вернулась к советскому наследию, «сдвинулась в сторону официозной героики, сакрализации Победы». А это, в свою очередь, привело к пересмотру отношения правящей элиты к ряду событий Второй мировой войны. В частности, к договору о ненападении между Германией и СССР (пакту Молотова-Риббентропа).
Автор отмечает, что ряд государств осудили пакт Молотова-Риббентропа. Однако в ответ на это Кремль, как в свое время советское правительство, указывает на предательскую позицию стран Запада во время Мюнхенского сговора 1938 года. Россия трактует договор о ненападении как «вынужденный шаг в целях отсрочки войны» и «триумф советской дипломатии», отмечает Коноплянко.
Автор напоминает, что такая позиция была сначала озвучена МИД РФ и некоторыми российскими чиновниками, а после резолюции Европарламента, обвинившего Советский Союз в развязывании Второй мировой войны наряду с Германией, в защиту исторической правды выступил президент РФ Владимир Путин. Автор припомнил и лекцию Путина лидерам стран СНГ, и поправку о сохранении исторической правды в Конституцию, и программную статью в журнале The National Interest.
«В бой идут стандартные клише советских учебников, черпающие исток из пропагандистской брошюры 1948 года с названием „Фальсификаторы истории“», — заявил Коноплянко.
Напомним, автор имеет в виду англоязычную брошюру «Фальсификаторы истории» под редакцией И.Сталина, изданную в 1948 году. Брошюра стала ответом на публикацию Госдепом США, совместно с МИД Великобритании и Франции, сборника донесений и различных записей из дневников гитлеровских дипломатических чиновников под названием «Нацистско-советские отношения 1939–1941 гг.».
Советская сторона обращала внимание на то, что в сборник включена только та часть материалов, которая относится к 1939–1941 годам и намерено не публикуются материалы, относящиеся к более ранним годам, в частности к мюнхенскому периоду. По мнению историков это искажает представление о реальном ходе событий.