Кургинян: без реабилитации после поражения в обществе начинается деградация

Бернардо Строцци. Исцеление Товита. Около 1635
Бернардо Строцци. Исцеление Товита. Около 1635

Если не заниматься реабилитацией общества после поражения в войне, то оно будет неизбежно деградировать, заявил философ, политолог, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 25 июля в новом выпуске авторской программы «Предназначение».

«Поражение наносит травму, общество теряет адекватность базовых вопросов через эмоциональный шок, и отдельный человек тоже. Потом начинается деградация. Либо реабилитация — либо деградация», — заявил политолог.

Кургинян привел исторические примеры того, как проводилась реабилитация общества после аналогичной травмы.

Он напомнил, что французское общество было глубоко травмировано поражением под Седаном в 1870 году, несмотря на то, что заключенный после этого мир не был каким-то избыточно унизительным для Франции. По словам аналитика, интеллектуальная элита страны работала над тем, каким способом осуществлять реабилитацию населению после травмы поражения.

«Это поколение французской интеллигенции называлось „поколением серьезных молодых людей“, в него входил Ромен Роллан, известный французский драматург Клодель и другие. Сами они говорили, что основой их деятельности является преодоление синдрома поражения и что они делают ставку на религиозно-исступленный труд во имя того, чтобы преодолеть поражение», — пояснил Кургинян.

Подобная реабилитационная работа началась в Германии после ее поражения и заключения унизительного Версальского договора, который положил начало веймарской катастрофе, отметил эксперт. Он почеркнул, что отнюдь не нацисты начали излечение общества от травмы поражения в Германии, они только присоединились к тому, что было начато здоровыми консервативными силами страны.

«Поэтому все те консервативно здоровые вещи, которые проводились в Германии во имя преодоления катастрофы поражения в Первой мировой войне, отнюдь не были нацистскими. Приравнивать их к нацизму — очень нелепо. Вся эта Kulturkampf, культурная борьба, вся культура народных хоровых песен или каких-нибудь фольклорных праздников и всего прочего, она не носила в себе зародышей немецкого отвратительного нацизма, гитлеровского», — пояснил Кургинян.

Гитлер, присоединившись к реабилитационной работе, повернул ее в нацистскую сторону. «И никто не знает до конца, он ее так повернул сам, один? Вместе со своей нацистской сволочью? Или кто-то помог, видя, что Германия, если сюда повернет, будет совсем плохо ее конкурентам, повернуть в ненужную сторону, и потом ударить по Германии второй раз в 1945 году», — предположил философ.

Однако налицо сам факт того, что реабилитация немецкого общества началась сразу после поражения в Первой мировой войне. Интеллигенция понимала, что без исцеления от травмы поражения здоровая жизнь немецкого общества невозможна и прилагала огромные усилия для исцеления этой травмы.

Наша страна страна в 1991 году проиграла в холодной войне с Западом, поэтому российское общество также нуждается в излечении от травмы поражения. Кургинян подчеркнул, что общество, не прошедшее через реабилитацию, неизбежно деградирует. «Если деградация охватывает все сферы жизни, то правомочно именовать такую деградацию системным регрессом», — предупредил лидер движения «Суть времени».