В Петербурге 1917-й год столкнули с 1993-м
Концерт классической музыки «Революция и контрреволюция» прошел в Санкт-Петербурге в рамках XVI международного фестиваля русского искусства «Петербургская осень», 7 ноября передает корреспондент ИА Красная Весна.
Оркестр Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова исполнил Двенадцатую симфонию советского композитора Дмитрия Шостаковича «1917 год» (завершена автором в 1961 году и посвящена В.И. Ленину). Во втором акте впервые прозвучала Седьмая симфония Михаила Журавлева под названием «Октябрьская. 1993 год», была исполнена «Сербская хора» для сопрано и оркестра.
Симфония Михаила Журавлева посвящена трагическим событиям «черного октября» 1993 года, когда сторонников Съезда народных депутатов и Верховного Совета, укрывшихся в Доме Советов и протестовавших против проводимой президентом Ельциным политики, обстреливали из танков и автоматического оружия. Работу над симфонией Журавлев начал еще в 1993 году и лишь недавно закончил.
Выступая со вступительным словом перед исполнением своего произведения, Михаил Журавлев подчеркнул, что объективная оценка событий октября 1993 года еще не дана, а попыток художественного осмысления еще не было сделано. Журавлев заявил, что, «выражаясь словами одного из выдающихся отечественных литераторов, в октябре 1993 года трагически преломилась судьба не только русской, но и мировой истории».
«То, что это (расстрел Дома Советов в октябре 1993 года — прим. ИА Красная Весна) одна из русских трагедий, зеркально завершившая век, начавшийся с революции 17-го, ни у кого не вызывает сомнений. Это действительно большая отечественная трагедия», — заявил в своем выступлении Журавлев.
Напомним, Журавлев так анонсировал концерт: «Мы стоим на пороге одной из самых значительных дат современной истории — 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции. На протяжении четверти века из нашей памяти усердно вытравлялось осознание величия этого исторического события. Подмена слова «революция» словом «переворот», утрата слова «великая», умолчание слова «социалистическая» вкупе с ушатами помоев, которые изо дня в день выливались на творцов этого события — большевиков, пролетариат, лично на Ленина, Дзержинского, Сталина, Троцкого — сделали свое дело. Многие потеряли ощущение историчности бытия. Дело не в том, каковы конкретно были личностные качества революционеров в деталях. Дело в той великой идее, которая овладела массами, и поэтому стала материальной силой. В день 100-летней годовщины 7 ноября мы решили провести особую программу. Я рискнул поставить в сопоставлении великую симфонию Шостаковича „1917 год“, посвященную композитором памяти В.И. Ленина и образно осмысливающую события 44-летней на тот момент давности, и премьеру своей „Октябрьской“ симфонии, к которой я предпослал эпиграф „В октябре 1993 года трагически преломился ход не только Русской, но и Мировой истории“. Два оркестровых полотна выступят в диалоге, который мы назвали „Революция и контрреволюция“. Я считаю очень важным образно, художественно осмысливать происшедшую с нами беду. Через эмоциональное погружение в проблему, как я считаю, мы сможем быстрее и яснее избыть ее, преодолеть последствия и выйти на путь исторического развития, из которого выпали в начале 90-х годов».
Напомним также, 7 ноября по всей стране проходят культурные мероприятия, посвященные 100-летию Великой Октябрьской социалистической Революции.