Работник метро: условия труда ухудшаются, зато народ у нас золотой

Изображение: Владимир Чичилимов © ИА Красная Весна
Московское метро
Московское метро
Московское метро

О раздутом управленческом аппарате, низких зарплатах и бесполезном профсоюзе рассказал работник московского метрополитена 1 мая в интервью корреспонденту ИА Красная Весна.

Когда он устраивался на работу, костяк метрополитеновцев составляли еще старые, советские кадры: «Когда пришел работать — еще советские порядки во многом были. Руководство было старое». Условия работы были лучше, гораздо меньше бюрократизма. Теперь — совсем другая ситуация: «На проспекте Мира управление метрополитена — одно здание было. Управление метрополитенов всего Советского Союза! Главное управление. А сейчас там 5 зданий — и которые только на московское метро работают!»

Вырос объем бумажной работы, процедуры предельно забюрократизированы: «У нас сейчас гайку получить чтобы — отвернуть плохую, привернуть хорошую — надо ту открутить, составить акт на нее, сдать в службу, они там ее оценят, состояние — и после этого только дают разрешение на получение новой гайки. А поезд-то стоять не будет... Просто до абсурда все доведено».

Плохо обстоит дело и с орудиями труда: «Инструмент как был „г.“ так и остался „г.“ Большинство втихаря просто покупают свой и им работают».

При этом метрополитен испытывает кадровый голод. Причина — высокие требования к кадрам и относительно низкие зарплаты. Хотя реклама в вагоне метро и обещает стотысячную зарплату, чтобы так получать, надо иметь большой стаж и высокую квалификацию. Зарплата новичка, в лучшем случае, около 70 тысяч рублей.

При этом, несмотря на высокие требования к кандидатам и постоянные медкомиссии, не обходится без эксцессов, когда машинистам становится плохо на рабочем месте, а иногда случаются и летальные исходы, один из которых произошел совсем недавно. Машинист прилег поспать в комнате отдыха в пересменку и уже не проснулся... В качестве возможной причины собеседник ИА Красная Весна указал на то, что люди умудряются скрывать свое настоящее состояние от медкомиссий: потеря работы для машиниста — угроза серьезная: «...Сейчас искать после 40 лет работу — это очень большие проблемы. Если человек смолоду работал в метро — чего он умеет, куда он пойдет? Хорошо, если он слесарем в цеху работал. А если он машинист? Он может только машинистом „наверх“ пойти, а там то же самое, такая же жесткая отбраковка».

При этом профсоюз существует, но никак не защищает права работников и полностью зависит от руководства предприятия. «У нас могут сейчас за хорошую работу объявить выговор — профсоюз смолчит. Что у нас и было. Это не независимый профсоюз».

Речи о каких-то скоординированных акциях и быть не может. Хотя, по словам работника метро, даже 5-минутная забастовка, если бы просто на 5 минут встали все поезда метро, дала бы в полной мере ощутить всему городу, что для него значит подземка.

На вопрос, есть ли способ увеличить свою зарплату, собеседник отреагировал моментально: «сократить руководящий аппарат». Увеличение производительности труда не будет способствовать увеличению зарплаты, к тому же этому мешает старое, выработавшее свой ресурс оборудование (на участке, где работает собеседник). Новое оборудование не поступает, так как руководство не смогло договориться с подрядчиком-монополистом: специфические требования к оборудованию не позволяют другим предприятиям составить конкуренцию единственному потенциальному подрядчику.

Завершая разговор, собеседник отметил, что хотя условия труда и ухудшились, в его работе есть и положительная сторона: «зато народ — золотой», — подытожил он.

Напомним, 1 мая в России — праздничный день, который сейчас носит название «День весны и труда». В эпоху СССР он назывался «День международной солидарности трудящихся», а до 1972 года носил название «День Интернационала». ИА Красная Весна проводит в этот день онлайн-трансляцию, в которой публикуются мнения трудящихся со всей страны.