1. Культурная война
  2. События культурной жизни
Нью-Йорк, / ИА Красная Весна

Без мании величия. Легенды «подполья» США Dream Theater выпустили альбом

Изображение: (сс) Rodrigo Della Fávera
Группа Dream Theater
Группа Dream Theater

Новый альбом Distance Over Time культовой американской прогрессив-метал-группы Dream Theater вышел на звукозаписывающем лейбле InsideOutMusic, 22 февраля сообщает официальный сайт коллектива.

Альбом включает 10 композиций. Своим мелодическим и настроенческим разнообразием пластинка напоминает о «золотых временах» Dream Theater, которые пришлись на 1990-е — начало 2000-х.

Музыканты отошли от «мегаломании», которая была характерна для их позднего творчества, и вернулись к более лаконичным формам самовыражения. Так, например, рок-опера The Astonishing 2016 года насчитывала целых 34 композиции общей длительностью почти 2 часа, а на этот раз «театралы» почти уложились в часовой хронометраж.

При этом музыканты Dream Theater остались верны своей излюбленной философской тематике, хоть и без претензий на продуманную концептуальность. Тексты альбома описывают экзистенциальные метания лирического героя, который потерялся во времени и пространстве и которого не может спасти ни любовь, ни надежда.

Спустя сутки после того, как альбом появился на крупнейшем музыкальном сервисе last.fm, его успели прослушать более 1 300 человек. Всего же композиции с альбома прослушивались более 27 тысяч раз. Стоит учесть, что статистика last.fm не отражает в полной мере популярности пластинки, поскольку большинство меломанов предпочитают слушать музыку в социальных сетях или смотреть видеоклипы на YouTube.

В статистике прослушиваний лидируют первых 3 композиции с пластинки — Untethered Angel («Ангел, освобожденный от пут»), Paralyzed («Парализованный») и Fall into the Light («Падение в свет»). Именно эти песни вышли отдельными синглами за некоторое время до того, как альбом был выложен в Сеть целиком.

Так, композиция Untethered Angel увидела свет 7 декабря 2018 года, а Fall into the Light и Paralyzed —11 января и 8 февраля 2019 года, соответственно. Официальные клипы на эти песни уже успели просмотреть 2,6 миллиона, 1,6 миллиона и 720 тысяч пользователей YouTube соответственно.

Для сравнения отметим, что самые популярные клипы «театралов» — Wither и Another Day, — загруженные на YouTube 9 лет назад, на сегодняшний день набрали по 10 миллионов просмотров каждый.

Отметим также, музыканты Dream Theater, наряду с их американскими коллегами из Queensrÿche и Fates Warning, считаются первопроходцами «прогрессивного метала». Коллективы этого направления сочетают мелодическую основу и тяжесть классического «хеви-метала» со склонностью к музыкальному экспериментаторству и богатством выразительных средств, которые характерны для прогрессивного рока (Pink Floyd, King Crimson и т. д).

За 33 года своего существования группа выпустила 15 студийных альбомов, включая нынешний. Наибольшее признание у слушателей и критиков получили пластинки Images and Worlds (1992), Awake (1994), Metropolis Pt. 2: Scenes from a Memory (1999), Six Degrees of Inner Turbulence (2002) и Train of Thought (2003).

Музыканты Dream Theater специализируются на таких «проклятых вопросах», как отчуждение человека от Бога и мира, самоизоляция и предательство. Также их интересуют пограничные состояния психики, которым они, в частности, целиком посвятили пластинку Six Degrees of Inner Turbulence.

Противостояние болезненного одиночки окружающей действительности красной нитью проходит через творчество коллектива. Яркий пример — композиция Blind Faith («Слепая вера»), лирический герой которой оказывается в типично «карамазовской» ситуации неприятия Божьего мира.

С годами группа постепенно эволюционировала в сторону более крупных музыкальных форм, что отрицательно сказалось на качестве записываемого материала. В то же время «театралы» пытались компенсировать наметившуюся в их творчестве «мегаломанию» скрупулезной сюжетной проработкой поздних пластинок.

Так, предыдущий альбом группы The Astonishing представляет собой своеобразную музыкальную антиутопию. В нем «театралы» повествуют о будущем, где люди отчуждены от настоящей музыки и вынуждены пробавляться ее шумовыми суррогатами по воле злого императора Нафариюса.

По одной из версий, сюжет альбома отсылает к пластинке 2112 группы Rush 1976 года со сходной идейной подоплекой. Несмотря на амбициозность творческого замысла, многие раскритиковали The Astonishing за излишний пафос, затянутость и сумбурность.

К числу фанатов Dream Theater принадлежат в основном любители тяжелой музыки, которые «переросли» классический хеви-метал с его прямолинейностью и относительным лирико-мелодическим однообразием. Ценителям классического арт-рока также нередко приходится по душе философичность и композиционная сложность «театралов».

Несмотря на широкую известность и определенный коммерческий успех, творчество Dream Theater, как и весь «прогрессивный метал», не породило отдельной субкультуры. Из-за высокого «порога вхождения» и сложности затрагиваемой проблематики их музыка предназначена скорее для вдумчивого «домашнего» погружения, нежели для больших площадок. В среде «ортодоксальных» рокеров иногда бытует мнение о поклонниках группы как о замкнутых в себе социопатах.

«Театралов» ценят также и за их высокое исполнительское мастерство. В частности, виртуозами считаются бывший ударник группы Майк Портной, клавишник Джордан Рудесс и бессменный гитарист Джон Петруччи.

В то же время многие упрекают музыкантов Dream Theater за инструментальную «бездушность» и «схематичность» их музыки. Такое мнение сложилось во многом из-за склонности Петруччи к долгим гитарным «запилам», а Рудесса — к столь же продолжительным клавишным пассажам.

В то же время эти «запилы» соседствуют с размеренными лирическими композициями почти на всех альбомах коллектива. Сюда относятся, в частности, такие баллады, как Anna Lee, The Spirit Carries On, Space-Dye Vest, Disappear, Vacant и т. д.