Митрополит украинских раскольников рассказал, что они хотели другого томоса

Адольф Тидеманд. Фанатики. 1866
Адольф Тидеманд. Фанатики. 1866

Текст томоса об автокефалии Православной церкви Украины (ПЦУ) стал неприятной неожиданностью для тех, кто его ждал, заявил митрополит ПЦУ Луцкий и Волынский Михаил в интервью, 14 декабря опубликованном украинским изданием «Главком».

Михаил рассказал, что когда начались разговоры о томосе, то о нем говорили лишь «как о звуке», не видя его содержания. Сторонники автокефалии украинской церкви были уверены, что томос принесет им полную независимость.

«Но когда появился текст томоса, он не всех начал удовлетворять. Патриарх Филарет выставляет претензии: мы ожидали увидеть в этом томосе не то, что там написано. Начиная с названия церкви, где варим миро, и особенно раздражающим моментом стал вопрос приходов, которые за пределами Украины. Они, согласно документу, не относятся к Украине», — сказал митрополит ПЦУ.

По его словам, вопросов к Томосу, которые остаются без ответов, много.

«Мы же обсуждали эти вопросы (перед объединением): кто чем будет заниматься, кто какие будет иметь полномочия. Были определенные договоренности. Когда эти договоренности не выполнялись, это стало дополнительным раздражителем до самого написанного текста томоса», — пояснил митрополит Михаил.

Напомним, 15 декабря 2018 года состоялся объединительный собор украинских раскольнических структур — Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП), а также двух митрополитов из канонической Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП).

Главой образованной путем объединения структуры — ПЦУ — был избран митрополит Епифаний (Думенко), а 6 января 2019 года в Стамбуле Константинопольский патриарх Варфоломей вручил Епифанию томос об автокефалии, по которому ПЦУ попала в зависимость от Константинопольского патриархата.

По словам главы УПЦ КП Филарета, который позднее ушел в раскол уже из ПЦУ и сегодня пытается восстановить УПЦ КП, томос, во-первых, не дает действительную независимость ПЦУ, а всего лишь меняет зависимость от Московского патриархата на зависимость от патриархата Константинопольского. Во-вторых, томос не дает ПЦУ варить миро — масло, используемое в религиозных обрядах, и, в-третьих, томос не дает возможности самостоятельного решения внутренних конфликтов в ПЦУ.

Помимо этого, ПЦУ не может иметь желанного для автокефалистов собственного патриарха — только митрополита, не может канонизировать своих святых, самостоятельно принимать внутренние решения, к примеру, дисциплинарного характера (запрещенный к служению архиерей может подать жалобу Константинопольскому патриарху).

Томос также делает невозможным утверждать самостоятельно статус церковных единиц, что позволяет Константинополю установить прямой контроль над рядом православных монастырей на Украине. Также, согласно документу, приходы ПЦУ, находящиеся за пределами Украины, не относятся к ней, но к Константинополю.

УПЦ МП, в свою очередь, находящаяся в духовной связи с Русской православной церковью, имеет полную самостоятельность в вышеперечисленных аспектах.