Открыт самый далекий космический источник, излучающий джеты

Изображение: Michael Whelan
Человек и вселенная (фрагмент картины)

Самый далекий источник квазар, имеющий джеты (джет — поток частиц и энергий, излучаемый космическим объектом), открыли астрономы Европейской южной обсерватории, 10 марта сообщает специализированный сайт Astronews.

Открытие совершено с помощью телескопа Very Large Telescope. Новооткрытый источник радиоволн является квазаром, хорошо звучащим в радиодиапазоне, так как он испускает с полюсов мощные радиоджеты. Интересно, что это по совместительству не только громкий, но и самый далекий квазар, известный на сегодняшний день — излучаемому им свету пришлось идти до Земли 13 миллиардов лет.

Квазары представляют собой очень яркие объекты, находящиеся в центрах некоторых галактик. Их связывают и со сверхмассивными черными дырами (СМЧД). При поглощении черной дырой окружающего ее газа выделяется энергия, что позволяет астрономам замечать такие объекты даже тогда, когда они находятся на очень большом расстоянии.

Новооткрытый квазар, получивший обозначение P172+18, находится настолько далеко от нас, что мы видим его в тот период, когда возраст нашей Вселенной составлял всего лишь 780 миллионов лет. Хотя ученые открыли и более далекие квазары, впервые удалось обнаружить явные радиоджеты у квазара в настолько ранний период жизни Вселенной. Всего лишь 10 процентов от числа квазаров — которые астрономы называют «громкими» в радиодиапазоне — имеют джеты, ярко излучающие в радиодиапазоне.

В центре объекта P172+18 расположена черная дыра в 300 миллионов масс Солнца, которая поглощает газ с огромной скоростью. «Эта черная дыра „поедает“ материю и набирает массу настолько быстро, что весьма немногие другие черные дыры, известные науке, могут с ней в этом сравниться», — пояснила астроном Кьяра Маццуккелли (Chiara Mazzucchelli), возглавляющая работу по квазару. Изучение «громких» радиоквазаров может дать объяснение удивительно быстрого роста массы СМЧД в ранней Вселенной, отмечают авторы исследования, опубликованного в Astrophysical Journal.