ААНИИ разработал долгосрочный прогноз ледовой обстановки на Севморпути

Изображение: (сс) de:Benutzer:Wofratz
Атомный ледокол «Ямал»
Атомный ледокол «Ямал»

Прогноз ожидаемых ледовых условий в российских арктических морях на вторую половину летней навигации разработали сотрудники Арктического и антарктического научно-исследовательского института, сообщает пресс-служба ААНИИ 26 сентября на официальном интернет-портале.

Во второй половине летней навигации ожидаются относительно благоприятные условия для плавания. Прогноз содержит уточненные данные к долгосрочному прогнозу, разработанному в августе 2022 года.

В сентябре-октябре в Баренцевом, Карском, море Лаптевых и в западной части Восточно-Сибирского моря прогнозируется легкий тип ледовых условий. В восточной части Восточно-Сибирского моря и в Чукотском море ожидается средний тип ледовых условий.

Директор Арктического и антарктического НИИ Александр Макаров рассказал, что в сезоне 2022 года наблюдалась высокая изменчивость обстановки в арктических морях. Так, вдоль побережья Чукотки в последней декаде августа отмечались аномально сложные ледовые условия: очень сплоченные (9–10 баллов) и сплоченные (7–8 баллов) льды, дрейфующие в Беринговом море. Ученый отметил, что подобная ледовая обстановка не регистрировалась ни разу за последние 20 лет.

«Мы наблюдали явную тенденцию к сокращению периода безледокольного плавания по трассе Севморпути и формированию тяжелых ледовых условий на конец навигационного периода. В сентябре ситуация резко изменилась: при сохранении отрицательных температур и сильных северных ветрах происходит быстрое таяние льда», — сказал Макаров.

Ученый добавил, что буквально за неделю, с 9 по 15 сентября относительная площадь ледяного покрова сократилась на 15%. По его словам, это может свидетельствовать о притоке теплых вод. Макаров подчеркнул, что даже в условиях глобального потепления нельзя пренебрегать использованием ледовой и гидрометеорологической информации, поскольку она играет важнейшую роль в обеспечении безопасного и эффективного мореплавания на лимитирующих участках трассы Севморпути.

По словам Макарова, особое значение имеют долгосрочные ледовые прогнозы, необходимые для оптимального планирования морских операций. Прогнозные данные позволят обеспечить максимальное использование благоприятного периода года для осуществления морских перевозок без привлечения ледоколов и судов с высоким ледовым классом. Кроме того, прогноз поможет своевременно вывести суда из районов интенсивного ледообразования.

Детальная информация о текущих и ожидаемых ледовых условиях в акватории Северного морского пути и замерзающих морях умеренных широт доступна по запросу в Центре ледовой гидрометеорологической информации (Центр «Север»).